Общественный контроль на дорогах обретает правовую основу
Государственной Думой в первом чтении приняты поправки в КоАП, которые позволят фиксировать нарушения ПДД частным лицам.
Изменения ждали своего часа долго — проект был подготовлен к рассмотрению еще в 2017 году. На тот момент в нескольких регионах уже существовали пилотные и общественные проекты, позволяющие направить видеозапись нарушения в ГИБДД для принятия мер. В Ростовской области выявлением нарушителей занимается региональная общественная организация автомобилистов «Я езжу по правилам». Руководитель организации Олег Стречень считает, что общественный контроль на дорогах необходим, но навести порядок сразу не получится:
— Силами сотрудников ГИБДД добиться порядка практически невозможно, да и электронные системы не развесишь на каждом углу. Мы в течение нескольких лет реализуем проект «Народный патруль». Его концепция полностью совпадает с нынешним законопроектом — это выявление нарушений ПДД участниками дорожного движения. Новый закон должен обеспечить правовые основания для создания и использования федерального программного обеспечения, необходим он и для того, чтобы исключить злоупотребления со стороны «доброжелателей». Многие статьи КоАП, которые упоминаются в законопроекте, подразумевают фиксацию только на видеорегистратор. Думаю, с принятием этого законопроекта предстоит большая работа по отладке и шлифовке всех процессов. Потребуется немало усилий, чтобы не просто заработала система, а чтобы граждане поверили, что штрафы действительно выписывают, причем вне зависимости от статуса водителя.
Из сорока возможных нарушений, описанных в 12-й главе КоАП, под общественный контроль могут попасть только девять, и то в ограниченном варианте. Оштрафовать по жалобе смогут за выезд на закрытый железнодорожный переезд, непропуск пешеходов, проезд на красный и другие нарушения, которые можно зафиксировать по видеозаписи однозначно. Анонимность для тех, кто заявляет о нарушении, не предусмотрена — потребуется авторизация в рамках единой государственной системы.
И законопроект, и инициативы общественников вызывают ожесточенные споры в сети. Сторонники приводят положительные примеры многих стран, где дисциплина водителей повысилась в несколько раз с введением аналогичных мер, а противники употребляют термин «стукачество». Однако на практике желающих тратить время на фиксацию и отправку сообщения в автоинспекцию не много. По информации Олега Стреченя, в среднем в Новошахтинске, где проект «Народный патруль» работает наиболее активно, реально фиксируется регистраторами 10-15 нарушений. Гораздо больший эффект заметен после очередной публикации в СМИ или резонансного ДТП — на несколько недель водители становятся внимательнее, а число заявок в «Народном патруле» увеличивается.