О внутренней безопасности
С 1 июня вступил в силу закон, обязывающий всех иностранцев, которые работают водителями, иметь российские национальные водительские удостоверения. При отсутствии таковых его работодателю грозит штраф в 50 тыс. рублей. Авторы законопроекта при его принятии отмечали высокое количество ДТП, совершаемых профессиональными водителями из-за рубежа, и нередко — их слабую водительскую подготовку.
Не знаю, как готовят водителей в автошколах бывших республик СССР, откуда приезжают гастарбайтеры. Вполне допускаю, что хуже, чем в России, да и условия на дорогах наверняка отличаются. Можно привести доводы о различиях в менталитете, культуре, и все это будет правильно. Вот только почему российские депутаты решили, что сдача экзаменов в ГИБДД водителями-иностранцами повысит их квалификацию и улучшит безопасность дорожного движения?
На мой взгляд, не улучшит, а точнее, вообще не повлияет. Со мной согласятся все, кто получал права, по крайней мере в последние 10 лет. Среди моих знакомых не нашлось ни одного человека, кто знал бы случаи абсолютно честной сдачи практического этапа экзаменов в ГИБДД. С годами меняются только расценки незаконного вознаграждения. Злые языки поговаривают, что сейчас в Ростове выпускники автошкол сдают практическую часть экзамена за 15 тыс. рублей, независимо от имеющихся навыков (при желании «завалить» молодого водителя несложно — у контролера, сидящего рядом, тоже ведь есть педали). А кто не хочет учить правила дорожного движения, также якобы могут стать водителями, заплатив еще столько же за теорию. И как тут не обратить внимание на скандал в областном МВД, ставший известным на прошлой неделе? Бывший замначальника УГИБДД по Ростовской области Александр Оцимик обвинил в вымогательстве главу ГУ МВД региона Андрея Ларионова, а последний подал заявление в прокуратуру о клевете.
А что касается повышения безопасности дорожного движения, то тут у ГИБДД масса возможностей, почему-то остающихся нереализованными. Например, когда я проезжаю по Батайску, меня удивляет, почему около некоторых новых домов и административных зданий, построенных на углу улиц, организованы парковочные карманы ближе чем на 5 метров от края пересечения проезжей части. Нередко становится страшно, что гости города не увидят такие важные знаки, как «уступи дорогу» или «дети», поскольку они полностью укрыты листвой необрезанных деревьев. И в Ростове, и в Батайске множество парковочных карманов сделано небольшими по размеру, поэтому стоящие автомобили закрывают половину крайней полосы движения, опасно сужая проезд. Мне интересно, почему от строящихся гипермаркетов власти требуют организации просторных стоянок, а рядом с Центральной горбольницей Ростова, куда народу приезжает ненамного меньше, не только не хватает бесплатных гостевых парковок, но и рядом постоянно возводятся новые капитальные строения, усугубляющие проблему. И наконец, всем водителям известно, что при изменении каких-то знаков на дорогах инспекторы ГИБДД, как правило, не прилагают усилий для обеспечения безопасности, не выставляют заранее нескольких предупреждающих табло. Вместо этого они прячутся рядом, чтобы поймать невнимательных людей, нарушивших ПДД, поскольку те привыкли ездить этим маршрутом и не заметили новых предписаний.