«Наш мир — в наших руках»: в Ростове открылась художественная выставка
3 февраля в Ростовском областном музее изобразительных искусств прошло открытие проекта «Руки». В экспозиции представлено более пятидесяти произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, в центре внимания которых человеческие руки. Идея проекта принадлежит известному коллекционеру и популяризатору современного искусства Татьяне Коловановой, владелице «М-Галереи».
До открытия выставки остается двадцать минут, первых посетителей уже впустили в залы, где заканчиваются последние приготовления: расклеиваются таблички с именами авторов и названиями картин. Все – портреты с одной общей темой, давшей название проекту – руки. В трех небольших залах – картины с изображениями рук музыкантов, художников, простых рабочих и ремесленников, стариков и детей. К началу открытия выставки в залах уже не протолкнуться: так много пришло людей.
— Что такое руки? Наверное, каждый из нас знает, что это второе лицо человека. Эта выставка рассказывает о человеке благодаря его рукам, — так в ходе церемонии открытия определила замысел проекта заведующая научно-исследовательским отделом Ростовского областного музея изобразительных искусств (РОМИИ) Галина Головкина.
Тема рук, по мнению заместителя директора музея по выставочной работе Натальи Дробышевой, одна из древнейших в изобразительном искусстве.
— Если мы вспомним с вами отпечатки первых людей, которые таким образом оставляли свой знак и осмысление себя в этом мире, своего присутствия в физическом плане и благодаря тому, что краска оставляла следы, свойственные только одному человеку, он транслировал в этот мир именно свое личностное присутствие во вселенной.
Внимание к рукам было важной частью работ мастеров Возрождения – Дюрера, Ван Эйка, Боттичелли, и остается таковой для современных художников.
Идея проекта принадлежит Татьяне Коловановой, владелице М-Галереи, открывшейся в 2008 году в Ростове-на-Дону. Совместно с РОМИИ они не раз устраивали выставки, посвященные современному искусству. Например, в 2021 году они организовывали проект в честь 70-летия художника Калуста Мовсесяна. Татьяне, по мнению Галины Головкиной, принадлежит одна из лучших коллекций современного искусства, часть которой можно увидеть на выставке «Руки».
На выставке «Руки» представлены картины знаменитых донских художников, например, Тимофея Теряева и его учеников, Бориса Мовсесяна и Петра Келлера. А вместе с ними и работы совсем неизвестных мастеров. Это изображающая семейную традицию лепить пельмени в пасмурные дни «На улице гроза» Юрия Джиналиева и «Руки моей бабушки Зины» Дамира Рафикова.
Символом выставки стала картина Дмитрия Кочановича «Мир дому твоему». На ней две сложенные ладони, напоминающие «Руки молящегося» Дюрера, держат земной шар. Работа, как рассказала гостям выставки Татьяна Колованова, попала к ней всего за десять дней до открытия выставки, которую она собирала более 12 лет:
— Сейчас такое напряжение чувствуем мы в обществе, и как важно сохранить этот мир, нашу Землю. И я поняла, что это кульминация
Картину авторства Michel Ciry Татьяна привезла из Парижа в 2010 году.
— Я не знала ничего об этом авторе, ровно ничего, я просто купила, потому что руки этого человека, они меня просто покорили, — рассказывает Татьяна. — Может, я сама не до конца понимаю, насколько все эти вещи глубокие, но я все выбираю сердцем. Каждая вещь, я совершенно уверена, как галерист, это очень высокий уровень, достойный музея.
Татьяна обращает внимание гостей на картину, висящую в самом углу у окна — изображение хмурого старика, сложившего руки на коленях. Она много лет лежала разорванная, чтобы теперь занять свое место на выставке. В другом углу — линогравюра Михаила Ройтера «Эрмитаж», мать с девочкой идут, держась за руки, мимо атлантов, которые держат своими руками здания и небосвод.
— Никто не рассказал историю о руках Дюрера, — внезапно сказала Татьяна, смотря на стоящих рядом с ней коллег. За вечер художника ни раз упоминали: его рисунок стал основой заглавной картины выставки. — Мне придется, наверное, рассказать. У Дюрера был брат, они оба хотели учиться рисовать, но в семье денег не было. И один из братьев пошел работать, чтобы второй мог учиться, и когда Дюрер уже стал очень известным, он мог позволить заплатить за обучение брата, но тот уже был очень болен и его руки в знак благодарности он изобразил на этом рисунке, которые мы помним, знаем.
По залу раздались аплодисменты, и Татьяна напоследок предложила:
— В знак нашего расположения друг к другу, дорогие, давайте мы возьмемся за руки! Наш мир — в наших руках! Да будет так! Да будет мир!
Гости засуетились, выстраиваясь в большой круг, чтобы взяться за руки. Так закончилась официальная часть открытия, и все присутствующие снова разбрелись по залам, чтобы еще раз взглянуть на картины, но, может, совсем с другой стороны.