«Мы поворачиваем время вспять»
Единственный в Ростове «кукольный доктор» Марина Бирюкова уверена, что реставрация старинных игрушек помогает возвратить давние эмоции.
Для Марины Бирюковой игрушки — любимое хобби, которому она посвятила 20 лет жизни. В качестве мастера-теддиста (изготавливающего авторских мишек тедди. — N) она известна на всех русскоязычных специализированных интернет-площадках как Марина «Твой Мир». Несколько лет назад она также вплотную занялась реставрацией игрушек. Мастерская «Кукольный доктор» появилась, когда частыми стали просьбы друзей, знакомых и интересующихся творчеством мастера «полечить» любимцев.
N: — «Кукольный доктор» — это отдельное направление?
М. Б.: — Это еще одна грань моего творчества. Пожившие жизнь игрушки, поломанные, разбитые куклы и зверюшки стали неотъемлемой частью моей жизни, по возможности я не отказываю никому в «лечении».
N: — Чем вы занимаетесь кроме реставрации?
М. Б.: — В первую очередь — изготовлением своих авторских кукол и игрушек. Принимаю участие в конкурсах и выставках, имею дипломы. Мои авторские мастер-классы публикуют журналы и интернет порталы. Работы находятся в частных коллекциях практически по всему миру. А в России, наверно, уже нет ни одного города, где бы не поселились мои творения. Я не ограничиваюсь изготовлением только игрушек, есть еще много авторских украшений, которые дополняют образ многих модниц. Нередко делаю игрушки по рисункам детей. Это перспективное направление, которое только набирает обороты в нашем городе. Какая мамочка откажется от изготовления игрушки по рисунку своего чада? Милые монстрики и принцессы, фантазийные животные останутся навсегда на память, а повзрослев, ребенок увидит, как он представлял мир в детстве. Это просто гениальный подарок с заделом на будущее. Особняком стоит изготовление нарядов для кукол.
N: — Игрушки — перспективное вложение?
М. Б.: — Коллекционирование — это всегда прибыльно, при условии что вы хорошо разбираетесь в этом. Но это вложения больше на будущее. Проще реставраторам: купил, восстановил и можно продать, если только не успел прикипеть сердцем, а такое бывает очень часто. Те куклы, которые мне попадают на реставрацию, не супердорогие — 10-60 тысяч рублей. Я это связываю с тем, что некоторые просто не имеют понятия, куда надо обращаться, не знают ценности тех кукол, которые у них лежат на чердаках и в гаражах. У нас таких игрушек мало: в стране не производили хороших кукол, которые могут встать в один ряд с европейскими. Честно говоря, иногда обидно, что наши фабрики не делали такой красоты ни в одном поколении. Это всегда импорт. У наших людей не было возможности приобрести такую красоту.
N: — Где можно научиться реставрации? Это основная профессия?
М. Б.: — Для меня реставрация — хобби. Если перейдет в раздел «бизнес», потеряются душа и качество. Но, возможно, в будущем я найду таких, как я, в нашем городе, и мы организуем мастерскую, в которой будем все вместе заниматься реставрацией. Пока это только мечта. Бизнес у меня в другом направлении: у нас с супругом своя строительная фирма, что позволяет мне во многом быть свободной в своем творчестве. В среде музейных работников проходят семинары, конференции, но это несколько иное. Профильного образования у меня нет, только личный опыт. Когда занимаешься пошивом игрушек или изготовлением кукол, понимаешь, из чего это состоит, знаешь принцип действия того или иного механизма крепления, знаешь состав того или иного материала. Конечно, есть литература и профильные интернет-форумы, на которых мы делимся опытом, сообща решаем текущие проблемы, коллегиально идентифицируем клейма и ищем производителей, покупаем необходимые запчасти и аутфит (обобщающее название наряда, ансамбля одежды, включая обувь и другие аксессуары. — N). При этом реставраторы — это, в основном, малообщительные люди. Волшебство творится молча! И поверьте мне, всех секретов ни один реставратор вам не поведает, как его не пытай.
N: — Вы единственный реставратор игрушек в Ростове?
М. Б.: — Насколько мне известно, да. Пока со своими соратниками я ни разу не сталкивалась. Вот так сядешь, окунешься в работу, а поговорить о насущном не с кем. Творческих людей иногда ассоциируют с сумасшедшими, людьми не в себе, странными. Мы очень даже в себе, причем очень глубоко в себе.
N: — Чем реставрация отличается от ремонта?
М. Б.: — Ремонт — это устранение физического износа, восстановление рабочего состояния: заклеить мяч, зашить платье. Реставрация — это восстановление первоначального вида. Главное — сохранить как можно больше от реставрируемой вещи. И не навредить. Если присутствует ткань или съемные украшения, сломанные или утраченные, то по возможности подбирается аналогичное по возрасту и виду.
N: — Это дорого?
М. Б.: — Это всегда недешевая затея. И всегда зависит от предмета реставрации, материала, характера повреждений и личных предпочтений человека. Прежде чем браться, я устанавливаю возраст, страну происхождения, принадлежность клейма тому или иному производителю, состав и материал, из которого изготовлен предмет. Ищу фото и описание исходника. Бывают случаи полной утраты красочного слоя и аутфита — применимо к куклам. В конечном итоге я составляю для себя список материалов и калькуляцию по расходам на их закупку.
N: — Где вы берете материалы?
М. Б.: — В основном покупаю все необходимое в специализированных магазинах нашего города. Каких-то материалов нет. Приходится выписывать из других городов. С каждым годом все проще и проще становится найти все необходимое в Ростове. Если говорить об инструментах, это отдельная и очень затратная статья расходов. Я предпочитаю только качественные инструменты, от этого зависит многое.
Для начинающих творить хочу сказать: приобретайте товары для творчества только у проверенных продавцов. Даже превосходный производитель, дорогой материал может быть испорчен неправильным хранением и транспортировкой. Я люблю гулять на нашей «блошке» в парке Горького по воскресеньям. Там можно найти много интересного. Мне иногда нужны старые пуговицы или материалы, броши и кружева... Также заглядываю и в антикварные салоны.
N: — Кто обращается к «кукольному доктору»?
М. Б.: — Разные люди, вне зависимости от статуса и положения. Мы же своего рода врачи, а к врачу ходят все без исключения. Приносят в основном кукол и игрушки ГДР, СССР и современные игрушки — любимцев деток. Отдельная история с фарфоровыми куклами. Это самые тяжелые реставрации. Бывает, приносят груду осколков. Фото до того, как разбилась, нет. И тут начинается предварительная сборка, а ее я делаю без клея, все черепки собираю. Хорошо, если будет клеймо, по нему можно найти куклу, а если нет, то приходится включать свое воображение и додумывать, кто это и что дальше делать.... Ко всему, что мне поступало на реставрацию, обладатели предметов имели эмоциональную привязанность. Она играет ведущую роль. Это многочисленные истории, обстоятельства, с которыми связано появление этих вещиц. Бывают очень интересные истории, которые трогают душу и остаются уже в моей памяти. И я благодарю своих заказчиков за то, что они дают мне возможность прикоснуться к их истории, к их чувствам и воспоминаниям.
При виде отреставрированной игрушки люди нередко не могут сдержать слез, они целуют своих любимцев, не верят своим глазам, что такое возможно. Мы поворачиваем время вспять, мы наполняем красками мир уже отжившей вещи, возвращаем эмоции людям — это фантастика! Ради таких моментов хочется жить и творить!