Музей приглашает разгадать тайные смыслы средневековой живописи
В Ростовском областном музее краеведения открылась выставка, посвященная средневековым голландским художникам Иерониму Босху и Питеру Брейгелю старшему. Каждое их произведение объединяет массу персонажей и эпизодов. Неоднозначные детали открывают возможности для разных толкований.
В экспозиции — репродукции, выполненные в технике жикле. Это художественная цифровая печать с точнейшим воспроизведением исходного изображения.
— Художник, который пишет копию, может использовать другие краски, иначе работать с цветом, — говорит заведующая культурно-просветительским отделом музея Юлианна Корчагина. — Автор копии может что-то добавить от себя или, наоборот, не воспроизводить деталь, которая есть в оригинале, а репродукция точно воссоздает произведение. В данном случае изображение нанесли на полотно. Печать такого качества, что видны даже отдельные мазки. Работы выполнила ставропольская компания «Арт-Экспо».
По словам Юлианны Корчагиной, вниманию посетителей предлагают около семидесяти работ. Оригиналы хранятся в частных коллекциях и главных музеях мира — парижском Лувре, лондонской Национальной галерее, нью-йоркском Метрополитен, мадридском Прадо, лиссабонском Национальном музее старинного искусства, роттердамском Музее Бойманса — Ван-Бенингена и других.
Объяснение работ Босха — непростая задача даже для искусствоведов, посвятивших годы изучению его творчества. И автор, кажется, позаботился о том, чтобы его наследие оставалось загадкой, не раскрывало тайных смыслов. Он не ставил даты на свои произведения, не давал им названия, почти никогда не подписывал. Автограф есть на семи картинах Босха, а названия позже придумали составители каталогов. Известны 25 картин (в том числе триптихи) и 12 рисунков голландского мастера. Не решен вопрос и о том, к какому направлению живописи отнести эти произведения, какими идеями руководствовался художник. Он может оказаться и эзотериком, и первым в истории искусства сюрреалистом.
Питер Брейгель был моложе Босха примерно на 75 лет (даты рождения обоих мастеров неизвестны). Он работал в граверной мастерской, увидел там оттиски с произведений Босха, впечатлился и написал свои вариации на эти сюжеты. Искусствоведы говорят о 45 сохранившихся картинах, и 30 из них посвящаются природе и деревне. Герои этих произведений — простые люди, крестьяне. Как сказано в анонсе выставки, Брейгель первым взялся за такие сюжеты и сделал их основой своего творчества. Простота жанровых сценок обманчива. О возможных трактовках расскажут на экскурсии. Выставка работает до 29 сентября. Возрастное ограничение — 12+.