Мрачный исследователь собственных глубин
В Ростовском арт-центре MAKARONKA открылась персональная выставка художника Вадима Мурина, творческая задача которого — перевод на материальный носитель собственных сложных, трудновыразимых переживаний. Стиль художника может производить гнетущее впечатление. Удовольствие от встречи с картинами Мурина — в расшифровке многослойных, драматичных, оригинальных образов. Как отмечает эксперт, стиль художника сформировался в 1990-е, а сейчас публика и специалисты возвращаются к этому периоду, открывают его для себя заново.
В арт-центре MAKARONKA начала работу персональная выставка ростовского художника Вадима Мурина. Экспозиция насчитывает более 25 работ, она охватывает все этапы творчества Мурина, начиная с 1992 года, когда он окончил Ростовское художественное училище им. Грекова, и до 2016 года.
Работы Мурина отсылают зрителя к мифам, рассказывают о снах и галлюцинациях.
— Это перевод на материальный носитель моих переживаний, того, чем я наполнен, — так охарактеризовал художник свою работу в ходе экскурсии в день открытия выставки.
Для Мурина живопись — эксперимент, цель которого — познание себя самого, границ своих возможностей. Например, работа «Художник Константинов делает вид, что он умер» — это попытка дать другу-художнику шанс начать новую жизнь — в прежней было слишком много алкоголя. Оба воспринимали проект отчасти в шутку, отчасти — всерьез. Новая жизнь Константинова оказалась не лучше прежней, картина осталась как памятник тщетности. Другой не менее мрачный эксперимент Мурина связан со сменой техники: он рисовал копотью от горящей свечи. Идея родилась, когда художник разочаровался в живописи, огонь в его представлении символизирует Идею, Дух, но на холсте, увы, задерживается только копоть — то, что больше похоже на грязь, это тень духа, лишь след его.
По наблюдениям N, среди ключевых тем выставки — тревога, самоограничения, смерть. Картины драматичны, могут производить гнетущее впечатление. Удовольствие от встречи с ними — в расшифровке многослойных, ярких, оригинальных образов.
По приглашению художника выставку курировала Светлана Баскова, директор частного московского института современного искусства «БАЗА».
Говоря об актуальности выставки, г-жа Баскова, отметила:
— Стиль Мурина сложился в 1990-е годы, когда живопись в России была не востребована, а как раз сейчас публика и специалисты возвращаются к этому периоду, открывают его для себя заново.
Кроме того, для эксперта важно, что Мурин создает уникальный язык: отказывается от цвета, ищет новые способы самовыражения и наконец обращается к всегда актуальной теме самопознания.
К слову, сейчас поиски художника идут в новом направлении: с 2017 года он реализует в Ростове проект «Школа современной живописи». В рамках школы около 25 профессиональных и непрофессиональных художников выступают в роли учеников и учителей, выполняя творческие задания, которые сами же придумывают (подробнее см. N, № 1291). Для самого Мурина школа — это и арт-проект, и способ обогатить собственную художественную практику.
Фонд развития современного искусства и культуры «Дон» (основан Евгением Самойловым, создателем арт-центра MAKARONKA) к выставке выпустил книгу «Вадим Мурин» с наиболее полным каталогом работ художника с 1992 по 2016 годы. В книгу вошли статья Светланы Басковой о ростовском живописном контексте, ее интервью с художником и текст куратора фонда «Дон» Лейли Аслановой о творчестве Вадима Мурина. Книгу можно полистать и приобрести в дни выставки, которая продлится до 28 октября.