Меню должны заговорить с клиентами
Ростовская студентка Дарья Датченко предлагает заведениям общественного питания открыть двери для незрячих. Сложности, с которыми ежедневно сталкиваются люди, лишенные зрения, стали очевидны в процессе работы над проектом «Твоими глазами».
Дарья Датченко рассказывает, что проблема оказалась комплексной:
— Мы получили запрос на решение проблемы неадаптированности кафе и ресторанов для незрячих людей. Сами заведения не способствуют формированию безбарьерного пространства в них. Так появился проект «Доступная еда». Первым решением была подготовка меню на шрифте Брайля, так как коллеги по проекту «Твоими глазами» знали его.
Единственный в городе принтер для печати на шрифте Брайля нашелся в библиотеке для слепых. В сотрудничестве с библиотекой были выпущены меню для трех ростовских заведений. По словам Дарьи, эта идея себя не оправдала:
— В ходе работы мы поняли, что шрифт Брайля на самом деле знает не так много незрячих — по статистике, всего 13%. Что примечательно, в районных отделениях ВОС есть обучающие курсы письму и чтению по этой системе, но они не пользуются спросом, книгам на Брайле пришли на замену аудиокниги. Таблички с названиями общественных заведений, которые так старательно дублируют на Брайле, вызывают на лицах незрячих улыбку: «Вы же понимаете, что для того, чтобы нам найти ее, нам надо все здание облазить и ощупать?»
В итоге новым решением «Доступной еды» стало специализированное мобильное приложение, которое содержит аудиоверсию меню ресторанов, а переход из раздела в раздел осуществляется с помощью голосовых команд. За короткое время проект, не имеющий аналогов в России, удостоился большого количества наград и привлек внимание. Проект выиграл два гранта на Всероссийском конкурсе молодежных проектов среди физических лиц от ФАДМ «Росмолодежь». В 2018 году 200 тысяч рублей были направлены на печать меню на шрифте Брайля, запуск проекта, а также разработку тестового приложения, адаптацию первых заведений и тестирование приложения с незрячими. В этом году 300 тысяч рублей ушло на разработку обновленного приложения со всеми доработками, выявленными в ходе тестирования, теперь приложение есть как на платформе Android, так и на iOS. Также появилась административная панель, через которую упростился процесс загрузки меню. Первую версию приложения разработал Егор Зуев из Рязани. Сейчас разработкой и поддержкой проекта занимается ростовская компания Web Ant.
Дарья Датченко рассказала, что пока адаптацию заведений проводят бесплатно в надежде на широкий охват, но в перспективе проект должен выйти на самоокупаемость:
— Сейчас важно продемонстрировать востребованность, чтобы заведения в перспективе более охотно соглашались приобрести наши услуги. В данный момент расходы покрываются из грантовых средств, но в дальнейшем нам необходимы собственные. Объем работы, который делает команда проекта, стал довольно большим, мы не просто ведем переговоры с ресторанами, но также информируем самих незрячих о появлении адаптированных заведений для них через ВОС, библиотеки, школы, социальные сети, проводим различные мероприятия. И было бы правильно платить ребятам заработную плату, ведь если мы будем работать только бесплатно, то нам придется искать источники дохода где-то в другом месте, и пострадает как раз «Доступная еда», времени ей будет уделяться намного меньше. В дальнейшем мы планируем расширять целевую аудиторию приложения слабовидящими людьми, добавляя дополнительные функции по уменьшению, увеличению шрифта, включению темного режима и выключению озвучки. Кто знает, может быть, в будущем приложение станет удобной базой меню большого количества заведений для обычных горожан — не надо нигде искать сайт заведения, скачивать меню, просто открыл наше приложение и посмотрел.
Несмотря на то что вся команда проекта из Ростова, широкую реализацию начали в других городах. Дарья объясняет это низким интересом ростовского бизнеса:
— Изначально, когда у нас была первая тестовая версия приложения, мы сотрудничали с ростовскими заведениями — «Сметаной», «Приезжай, я жду». Но от большого количества заведений мы услышали отказ, причем как предлагая услугу платно, так и бесплатно. Так как услуга на рынке новая, рестораны не хотят быть первооткрывателями и тратить на это свое время. Это связано также с низкой социальной ответственностью бизнеса. Они не видят для себя моментной экономической выгоды. Очень часто мы слышим: «Ну, раньше к нам не ходили незрячие, зачем нам ваше голосовое меню?» Конечно, они не ходили к вам: во-первых, вы не были адаптированы для них, плюс незрячие могли попросту не знать о вашем заведении, а мы же после адаптации уведомляем их о появлении голосового меню в конкретном заведении. Что интересно, заведения с большим чеком более охотно интересуются и откликаются на наши услуги. Но мы все же стремимся охватить заведения с чеком 500-1000 рублей. И отбираем те заведения, которые находятся на первом этаже, не в подвале или торговом центре, чтобы было более удобно попасть в них. В данный момент мы не работаем упорно с Ростовом, потому что нам необходимо закрыть грант, а там одним из показателей эффективности является мультипликативность проекта. Когда у нас будет приличное количество заведений в других городах, не менее 20, нам будет проще работать с заведениями Ростова. За счет охвата других городов они будут смотреть на наше предложение более серьезно. После адаптации минимального количества заведений в Ростове мы планируем оказывать услуги платно.
Сами незрячие сперва скептически отнеслись к разработке. По словам Дарьи, изменило ситуацию знакомство с ростовскими активистами:
— Такие незрячие, как Надя Леонтьева, руководительница клуба владельцев собак-проводников «Золотой пес», реагируют крайне положительно и сами способствуют распространению информации о приложении. От них мы слышим восторженные отзывы и убеждаемся в том, что дело, которое мы делаем, нужно и важно. Надо понимать, что незрячий, узнав о проекте, сразу не пойдет в заведение. Кроме проблемы адаптации самого заведения у нас еще очень остро стоит проблема неадаптированности городской среды. Ситуация меняется постепенно, уже за два года видим большой прогресс. Все больше незрячих владеют собаками-помощниками, смартфонами, для которых разрабатываются различные приложения для упрощения их жизни. И сами незрячие более охотно решают проводить время где-то за пределами дома.