г. Ростов-на-Дону
14 ноября 2024 04:27:17
98.37
104.29

Меню должны заговорить с клиентами

Ростовская студентка Дарья Датченко предлагает заведениям общественного питания открыть двери для незрячих. Сложности, с которыми ежедневно сталкиваются люди, лишенные зрения, стали очевидны в процессе работы над проектом «Твоими глазами».

Дарья Датченко рассказывает, что проблема оказалась комплексной:

— Мы получили запрос на решение проблемы неадаптированности кафе и ресторанов для незрячих людей. Сами заведения не способствуют формированию безбарьерного пространства в них. Так появился проект «Доступная еда». Первым решением была подготовка меню на шрифте Брайля, так как коллеги по проекту «Твоими глазами» знали его.

Единственный в городе принтер для печати на шрифте Брайля нашелся в библиотеке для слепых. В сотрудничестве с библиотекой были выпущены меню для трех ростовских заведений. По словам Дарьи, эта идея себя не оправдала:

— В ходе работы мы поняли, что шрифт Брайля на самом деле знает не так много незрячих — по статистике, всего 13%. Что примечательно, в районных отделениях ВОС есть обучающие курсы письму и чтению по этой системе, но они не пользуются спросом, книгам на Брайле пришли на замену аудиокниги. Таблички с названиями общественных заведений, которые так старательно дублируют на Брайле, вызывают на лицах незрячих улыбку: «Вы же понимаете, что для того, чтобы нам найти ее, нам надо все здание облазить и ощупать?»

В итоге новым решением «Доступной еды» стало специализированное мобильное приложение, которое содержит аудиоверсию меню ресторанов, а переход из раздела в раздел осуществляется с помощью голосовых команд. За короткое время проект, не имеющий аналогов в России, удостоился большого количества наград и привлек внимание. Проект выиграл два гранта на Всероссийском конкурсе молодежных проектов среди физических лиц от ФАДМ «Росмолодежь». В 2018 году 200 тысяч рублей были направлены на печать меню на шрифте Брайля, запуск проекта, а также разработку тестового приложения, адаптацию первых заведений и тестирование приложения с незрячими. В этом году 300 тысяч рублей ушло на разработку обновленного приложения со всеми доработками, выявленными в ходе тестирования, теперь приложение есть как на платформе Android, так и на iOS. Также появилась административная панель, через которую упростился процесс загрузки меню. Первую версию приложения разработал Егор Зуев из Рязани. Сейчас разработкой и поддержкой проекта занимается ростовская компания Web Ant.

Дарья Датченко рассказала, что пока адаптацию заведений проводят бесплатно в надежде на широкий охват, но в перспективе проект должен выйти на самоокупаемость:

— Сейчас важно продемонстрировать востребованность, чтобы заведения в перспективе более охотно соглашались приобрести наши услуги. В данный момент расходы покрываются из грантовых средств, но в дальнейшем нам необходимы собственные. Объем работы, который делает команда проекта, стал довольно большим, мы не просто ведем переговоры с ресторанами, но также информируем самих незрячих о появлении адаптированных заведений для них через ВОС, библиотеки, школы, социальные сети, проводим различные мероприятия. И было бы правильно платить ребятам заработную плату, ведь если мы будем работать только бесплатно, то нам придется искать источники дохода где-то в другом месте, и пострадает как раз «Доступная еда», времени ей будет уделяться намного меньше. В дальнейшем мы планируем расширять целевую аудиторию приложения слабовидящими людьми, добавляя дополнительные функции по уменьшению, увеличению шрифта, включению темного режима и выключению озвучки. Кто знает, может быть, в будущем приложение станет удобной базой меню большого количества заведений для обычных горожан — не надо нигде искать сайт заведения, скачивать меню, просто открыл наше приложение и посмотрел.

Несмотря на то что вся команда проекта из Ростова, широкую реализацию начали в других городах. Дарья объясняет это низким интересом ростовского бизнеса:

— Изначально, когда у нас была первая тестовая версия приложения, мы сотрудничали с ростовскими заведениями — «Сметаной», «Приезжай, я жду». Но от большого количества заведений мы услышали отказ, причем как предлагая услугу платно, так и бесплатно. Так как услуга на рынке новая, рестораны не хотят быть первооткрывателями и тратить на это свое время. Это связано также с низкой социальной ответственностью бизнеса. Они не видят для себя моментной экономической выгоды. Очень часто мы слышим: «Ну, раньше к нам не ходили незрячие, зачем нам ваше голосовое меню?» Конечно, они не ходили к вам: во-первых, вы не были адаптированы для них, плюс незрячие могли попросту не знать о вашем заведении, а мы же после адаптации уведомляем их о появлении голосового меню в конкретном заведении. Что интересно, заведения с большим чеком более охотно интересуются и откликаются на наши услуги. Но мы все же стремимся охватить заведения с чеком 500-1000 рублей. И отбираем те заведения, которые находятся на первом этаже, не в подвале или торговом центре, чтобы было более удобно попасть в них. В данный момент мы не работаем упорно с Ростовом, потому что нам необходимо закрыть грант, а там одним из показателей эффективности является мультипликативность проекта. Когда у нас будет приличное количество заведений в других городах, не менее 20, нам будет проще работать с заведениями Ростова. За счет охвата других городов они будут смотреть на наше предложение более серьезно. После адаптации минимального количества заведений в Ростове мы планируем оказывать услуги платно.

Сами незрячие сперва скептически отнеслись к разработке. По словам Дарьи, изменило ситуацию знакомство с ростовскими активистами:

— Такие незрячие, как Надя Леонтьева, руководительница клуба владельцев собак-проводников «Золотой пес», реагируют крайне положительно и сами способствуют распространению информации о приложении. От них мы слышим восторженные отзывы и убеждаемся в том, что дело, которое мы делаем, нужно и важно. Надо понимать, что незрячий, узнав о проекте, сразу не пойдет в заведение. Кроме проблемы адаптации самого заведения у нас еще очень остро стоит проблема неадаптированности городской среды. Ситуация меняется постепенно, уже за два года видим большой прогресс. Все больше незрячих владеют собаками-помощниками, смартфонами, для которых разрабатываются различные приложения для упрощения их жизни. И сами незрячие более охотно решают проводить время где-то за пределами дома.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
В городе
Меню должны заговорить с клиентами
Накануне Международного дня собаки-проводника, который отметят 24 апреля, ростовский клуб «Золотой пес» напоминает о проблемах доступности общественных мест для незрячих. Владельцам магазинов, кафе, салонов красоты и других мест торговли и оказания услуг предложат разместить на дверях специальный информационный стикер, а сотрудников попросят пройти краткий инструктаж о правах инвалидов.
Инновации
Меню должны заговорить с клиентами
Представители Всероссийского общества глухих (ВОГ) протестировали онлайн-систему сурдоперевода для клиентов Сбербанка. Они оценили ее как эффективную возможность сократить время на получение консультации. Этот сервис Сбербанк запустил в рамках проекта «Особенный банк», предназначенного для повышения уровня обслуживания клиентов с дополнительными потребностями.
В городе
Temnota — это интерактивное путешествие во мраке, где участники должны исследовать разные комнаты и выполнять задания. У проекта есть и социальная миссия: ведущие квеста — незрячие.
Благотворительность
Меню должны заговорить с клиентами
15 октября во всем мире отмечается День белой трости, а 13 ноября — Всероссийский день незрячего человека. Во многих регионах в этот период проходят различные мероприятия, призванные напомнить обществу о повседневных сложностях незрячих и способах им помочь. В Ростовской области активисты и добровольцы предлагают всем желающим попробовать себя в роли экскурсовода, фотографа или помощника, а также поближе познакомиться с собаками-проводниками.
В городе
Ростовский клуб владельцев собак-проводников «Золотой пес» объединил незрячих, стремящихся вести активную жизнь. За два года основательница клуба Надежда Леонтьева сумела объединить единомышленников, привлечь внимание добровольческих организаций и бизнеса.
Просмотров: 4923

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В городе
Меню должны заговорить с клиентами
В Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской (МСИИД) проходит выставка ростовского фотохудожника Сергея Крюкова «День и ночь. Четверть века». По словам мастера, для творческого успеха очень много значат хорошая техника и умение с ней обращаться. Бывает, нужно переснимать несколько раз, чтобы реализовать замысел. Но самое главное — удача. Лучшие, по мнению автора, работы представлены в МСИИДе. Их 25, и они появились в первую очередь благодаря везению.
В городе
Меню должны заговорить с клиентами
В 2024 году исполняется 85 лет со дня основания ростовского областного отделения Союза композиторов (СК) России. Музыканты и искусствоведы из разных регионов приедут в донскую столицу, чтобы показать свое мастерство и обсудить творческие вопросы.
В городе
Меню должны заговорить с клиентами
Первый детский сад на территории старого аэропорта Ростова-на-Дону готовится встретить первых дошколят. Об этом сообщил застройщик — ответственную задачу построить город детства реализовала ГК «ЮгСтройИнвест».
В городе
Меню должны заговорить с клиентами
Литер 6.2 умного квартала Smartpolét встретил новоселов. ГК «ЮгСтройИнвест» сдала дом на территории масштабного инвестиционного проекта «Новый Ростов». Ключи от комфортных квартир получили 369 ростовских семей. Яркий праздник на сдачу — традиция застройщика. Аниматоры, музыка, аэрохоккей и настольный футбол. На память у новых жильцов Smartpolét остались радостные эмоции и фото, сделанные на стильной осенней фотозоне.