Крушение «Боинга». Официальных выводов нужно подождать
Расследование продолжается, а тем временем ростовчане вынуждены опровергать выдумки журналистов и псевдоэкспертов.
В ночь на 19 марта «Боинг-738», следовавший рейсом 981 Дубай — Ростов компании Flydubai, не смог приземлиться по графику и почти два часа кружил над Ростовской областью. При повторном заходе на посадку, согласно данным авторитетного ресурса flightradar, самолет на высоте около 600 метров начал набор скорости и высоты, после чего рухнул с километровой высоты на скорости почти 400 км/ч в 03.40 по московскому времени. Согласно обнародованным Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) данным, погибли 62 человека, в том числе семь членов экипажа. В семь утра Следственный комитет РФ заявил о возбуждении уголовного дела по ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»), дело принято к производству 7-м Следственным управлением Главного следственного управления СК России в Ростове-на-Дону. На место крушения вылетел заместитель председателя СК России Борис Карнаухов, а также криминалисты Главного управления криминалистики Следственного комитета России, имеющие опыт расследования авиационных происшествий. 20 марта председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин посетил место происшествия и провел оперативное совещание в Ростове. На первоначальном этапе изучались действия оперативных служб аэропорта, была назначена судебная идентификационная молекулярно-генетическая экспертиза. Дело передано в Управление по расследованию особо важных дел СК РФ. В ведомстве это связали с тем, что по делу предстоит провести большой объем следственных действий, и с тем, что происшествие носит международный характер. МАК создана комиссия, к работе которой привлечены специалисты из Объединенных Арабских Эмиратов (государство регистрации и эксплуатанта воздушного судна), США (государство разработчика и производителя самолета) и Франции (государство разработчика двигателей). 19 марта губернатор Ростовской области подписал распоряжение о выделении средств из резервного фонда правительства Ростовской области для оказания материальной помощи, 21 марта начались выплаты родственникам погибших.
На момент подготовки материала МАК официально сообщил, что скопирована вся зарегистрированная информация вплоть до момента столкновения самолета с землей, и качество записи хорошее.
По данным пресс-службы правительства Ростовской области, в числе погибших в авиакатастрофе был 41 житель Ростовской области, в том числе 29 ростовчан.
В сети сразу нашлись сторонники теории теракта, указывавшие на то, что крупные обломки, которых нет на фото с места падения, спрятали, чтобы скрыть следы взрыва. Ростовский споттер (споттинг — наблюдение за самолетами; споттеры, как правило, фотографируют самолеты, радиоспоттеры слушают переговоры) Александр Захаров прибыл в аэропорт вскоре после происшествия и прокомментировал эту «версию»:
— Меня несколько озадачило отсутствие крупных фрагментов фюзеляжа, но я совершенно уверен, что никакие обломки с полосы никто не уносил. Сейчас я предполагаю, что это вызвано тем, что самолет вошел в землю практически вертикально, да еще и с работающими на всю мощность двигателями — скорость довольно большая. В случае других авиакатастроф мы наблюдали либо разрушение борта в воздухе, когда крупные фрагменты хоть и деформируются, но все же сохраняются, либо более скользящее соприкосновение с полосой, когда от первоначального удара могут отвалиться двигатели, крылья, хвост. Самолет состоит из достаточно легких материалов, и он не рассчитан на такой удар.
Пользователи сети были удивлены отсутствием в открытом доступе видеозаписей с собственных камер аэропорта и отсутствием подробных комментариев. Руководитель департамента стратегических коммуникаций ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» Ольга Ладейщикова в личной беседе с корреспондентом N рассказала, что комментарии на любую тему сотрудники аэропорта смогут дать только по завершении официального расследования.
Одновременно «разоблачения» были направлены против ростовского аэропорта. В соцсетях и некоторых СМИ появилась информация о том, что техническое оснащение воздушной гавани сильно устарело, а диспетчеры не запретили полеты, опасаясь убытков. При этом, пока рейс FZ 981 кружил в небе, аэропорт успешно принял несколько самолетов, два были направлены в Краснодар. Александр Захаров опровергает эту версию:
— Во-первых, состояние полосы к данной ситуации не относится, что-то произошло еще в воздухе. Во-вторых, в Ростове ежедневно садятся самолеты, и каждый раз после посадки диспетчер уточняет у пилотов, штатно ли отработала курсо-глиссадная система. Это только перестраховка, все системы тщательно контролируются. Споттеры наблюдают за аэропортом постоянно — кто через объектив, кто в радиоэфире: единственная серьезная авария в Ростове произошла где-то в восьмидесятых. Погода в эту ночь была действительно плохая, но не критическая — вспомним недавние туманы или позапрошлогодние метели. Как только условия для посадки становятся ниже метеоминимумов аэродрома, аэропорт сразу же закрывают для приема бортов. В записи переговоров с бортом FZ 981 нет ни малейших признаков нештатной ситуации, вплоть до последних секунд все шло как обычно, диспетчер оперативно сообщал погодные условия, командир воздушного судна принял решение о посадке.
В городе, где все так или иначе знакомы между собой, продолжают оплакивать погибших и ждать официальных результатов расследования.