Кинотеатр повторного показа
Организация повторных сеансов — с точки зрения бизнеса рискованное предприятие. Премьеры имеют масштабную информационную поддержку, а «повторникам» нужно рекламировать свои сеансы самим. Заполняемость зала предсказуемо невелика, а цены на билеты публика хочет получить ниже, чем в киносетях. За последние пять лет в Ростовской области открылось шесть частных кинотеатров, ориентированных на повторный показ, сейчас продолжают работу три.
Картинка из соцсетей — кинотеатр City Cinema Roof. Чтобы открыть свой кинотеатр, нужны качественный проектор, большой экран, звуковое оборудование и помещение. Минимальный бюджет проекта — 300 тысяч рублей. Это при условии, что у владельцев есть возможность раздобыть фильмы в хорошем качестве и они не слишком озабочены доскональным соблюдением законодательства в области авторского права. Вероятно, именно по причине рискованности инвестиций и спорных правовых моментов никто из предпринимателей не согласился официально пообщаться с корреспондентом N.
В частной беседе представитель кинопрокатной компании пояснил, что крупные кинотеатры не видят выгоды в организации повторных сеансов: собрать на них публику можно один-два раза, а оформить необходимые документы, заключить договор, да и просто установить правообладателя гораздо сложнее, чем в случае с современными коммерческими картинами, где представители киностудий берут все юридические сложности на себя и предлагают пакет документов под ключ. Однако он отметил, что в Москве и Санкт-Петербурге, где уже не первый год успешно работают кинотеатры повторного показа, сформировалась практика юридического сопровождения и появились специалисты с необходимыми связями в киноиндустрии.
Ольга Меркулова, специалист по прокату японской анимации (Москва), считает, что фильмы прошлого века не подходят для современной публики:
— В эпоху интернета большинство людей уже не могут усидеть на одном месте по два часа — продолжительность сеансов сокращают год от года. Классика Миядзаки или советский «Остров сокровищ» на голову выше большинства современных мультфильмов, но несколько сотен зрителей они не соберут по двум причинам: во-первых, долго, а во-вторых, вступает в действие особенность менталитета — люди не хотят платить за то, что «можно дома посмотреть с торрента».
Сезонный кинотеатр — киноклуб «Блокбастер» в Новочеркасске просуществовал недолго и в этом году так и не открылся. В репертуаре были советские картины, мультфильмы, блокбастеры и интеллектуальное кино. Компания из шести человек могла заказать индивидуальный сеанс. В этом году нишу занял проект City Cinema Roof в «Креативном пространстве». Ежедневно в девять вечера тут показывают самое разное кино — от комедий на грани фола, таких как «Не шутите с Зоханом», до классики уровня «Крестного отца». Стоимость билета — 200 рублей. Средства от комаров и пледы зрителям предлагают бесплатно, а кальян и закуски — за дополнительную плату.
Еще более «домашнюю» обстановку организовали в антикинотеатре «Своя атмосфера». Тут, как в антикафе, гости платят за время, проведенное в заведении. Можно смотреть кино из имеющегося репертуара или принести свое, просто проводить время компанией на фоне большого экрана или организовать сражение в консольные игры. Цена вопроса — 150 рублей в час с человека. Необходима предварительная бронь.
Еще одно заведение, ориентированное на романтиков, работает на левом берегу Дона. Автомобильный кинотеатр Moonlight переехал в Ростов из украинского Донецка после начала военных действий. Владелец проекта, пожелавший сохранить анонимность, рассказал, что на момент создания в 2010 году Moonlight был крупнейшим в Европе, а после переезда в Ростов стал самым большим автокинотеатром России. Технология показа проста — зрители на личных авто въезжают на зрительскую парковку и настраивают приемники на частоту трансляции звука, а изображение проецируется на экран 22×11 метров. Как и в американских прототипах, тут можно купить попкорн и закуски, а число зрителей в машине не ограничено. Основная аудитория кинотеатра — молодежь. Цена билета — 300 рублей на любой сеанс. В отличие от прочих заведений в автокинотеатре можно курить, приводить с собой животных, приносить еду или целоваться без ограничений — но в пределах своей машины. В репертуаре, который составляют по пожеланиям публики, есть все — от «Пиратов Карибского моря» до специфических картин с участием Саши Грей.
Об экономической эффективности проекта владелец не распространяется, но Ростов не слишком радушно принял «кинобеженца» — в этом году неустановленные злоумышленники уничтожили экран. Местные умельцы смогли его восстановить, и кинотеатр вновь открыт.
Еще один способ посмотреть большой компанией любимый фильм на достаточно большом экране — организовать сеанс самому. Множество заведений города предлагают аренду проектора (или большого телевизора) или киновечера для компаний. Но вот прийти в кино, разместиться в темноте огромного зала и полностью погрузиться в приключения Индианы Джонса или сложную цветовую дифференциацию штанов мира «Кин-дза-дза!» не выйдет — в ближайшее время ни один городской кинотеатр сеансы повторного показа не планирует.