Казаки на экспорт
В Ростове открылась персональная выставка живописи Максима Ильинова «Казачий поп-арт», посвященная донским казакам — их патриархальности и самобытности. Работы выполнены в нарочито несерьезном, самоироничном стиле, и потому могут вызвать интерес широкой аудитории, в том числе иностранцев.
Иностранцы-болельщики на выставке Максима Ильинова. Фото со страницы художника в социальной сети «В контакте» В галерее «Астор» открылась выставка ростовского художника Максима Ильинова «Казачий поп-арт». Стиль, избранный автором, пришел из комиксов, он нарочито несерьезен, сдобрен самоиронией. Не всегда можно понять, критикует автор идею или поддерживает ее. Вот, например, на фоне церкви и куреня фигуристая девица с коромыслом, усыпанным стразами, несет брендированные пакеты «Прада», «Луи Виттон» и т. д. Работа называется «Станичница». Это критика вульгарности общества потребления? Или наоборот, лояльное высказывание о том, что современной казачке не нужно тягать ведра с водой, ее коромысло теперь — аксессуар для похода по магазинам дорогой одежды? Когда художник комментировал для прессы эту работу, он высказался за второй вариант. Еще пример: реалистично написанную планету Земля в окружении космоса благословляет рука, вынырнувшая из византийской иконы, как из космического корабля. Прямой религиозный смысл этой работы понятен. Он поддерживается и другими, более однозначными работами Ильинова на религиозную тему. Но ведь агностик может увидеть здесь самоиронию: казаки застряли в средних веках, даже в космосе их больше всего волнует то, что именно Москва — Третий Рим, а четвертому не бывать. Пожалуй, самая радикальная работа автора —The Olympyc Games, она представляет собой пять нагаек, свернутых и расположенных в форме олимпийских колец. Автор предложил рассматривать эти нагайки как выражение недовольства ситуацией, сложившейся в международном спорте. Резкость этого высказывания в рамках выставки размывается довольно обширным кругом работ, которые условно можно назвать «наши воображаемые победы». Например, Терминатор в папахе; знак Супермена, но с буквой «К» в середине и подписью «Любо, братушечки»; работа «Мечта королевы», изображающая королеву (Англии? — сходство неочевидно) рядом с молодым усатым казаком; атаман Платов написан в окружении героев мультфильмов Диснея, картина называется «Платов выкупил «Дисней», чтобы радовать детей» — все это человек, не погруженный в казачью культуру, может идентифицировать как смешные и курьезные памятники казачьему тщеславию. Возможно, «для своих» эти образы могут говорить о богатстве духа, которому тесны границы России, да и целого мира, видимо, будет мало. Есть на выставке и несколько серьезных работ, например «Воля», на которой казак с крестом на груди силой рук раздвигает прямоугольный холст, пытаясь выйти за его рамки. По совокупности «серьезных» и «веселых» картин можно сделать вывод, что Максим Ильинов наслаждается казачьей патриархальностью, разделяет мессианство казачества, ему важен поиск духовных скреп. В то же время смягченные комиксом, все эти черты становятся продуктом, удобоваримым для стороннего наблюдателя, обаятельным и неопасным. Размещение в галерее «Астор» придает проекту гламурности и лоска, то есть делает его окончательно пригодным для того, чтобы быть экспортированным в другие страны в качестве аутентичного сувенира.
Не только Россия — родина слонов. Жители любой страны мира могли бы сообщить нечто подобное о своем государстве. В Иерусалиме я видела свечки в форме глобуса этого города. Региональное Агентство инвестиционного развития на одном из международных форумов несколько лет назад презентовало глобус Ростовской области. Завернутые в упаковку самоиронии тщеславие и национализм могут стать востребованным продуктом, если знать, кому продавать.
Совместно с армянскими обувными мастерами Ростова художник выпускает коллекцию обуви. Мужские кеды будут стоить около 5 тысяч рублей. На них изображены осетр и белуга с диптиха Ильинова, их уже сейчас можно увидеть на выставке (и кеды, и диптих). С учетом того, что рыбы эти в Дону почти не встречаются, диптих напомнил корреспонденту N «Диптих Мерилин» Энди Уорхола. Художник создал эту работу на кончину актрисы, и она стала аллегорией жизни и смерти Монро.
Выполненные в тех же кислотных, радостных тонах, что и Мерилин Уорхолла, ильиновские рыбы подписаны: «Мы вернемся». Итак, о чем же эта картина? О вере в возрождение рыбоводства на Дону или все-таки здесь печаль об окончательной утрате?
Засилье двойных посланий — это реальность и бич нашего общества. И в этом смысле казачий поп-арт Максима Ильинова бешено актуален. Выставка продлится до 29 июня.