г. Ростов-на-Дону
24 ноября 2024 13:43:09
102.58
107.43

«Искусство оживает, когда оно в городе»

Художница Мария Хардикова начала реализацию стрит-арт-проекта «Тропа героя», в рамках которого на 11 стенах и заборах в центре Ростова появятся картины, напоминающие древние фрески и античные рельефы.

Мария Хардикова известна в Ростове тем, что создает на обшарпанных стенах картины в духе эпохи ренессанса. «Великаны» под бизнес-центром «Пять морей», «Чудеса святого Антония» на площади 5-го Донского Корпуса, «Шествие странных муз» на стене рядом с Ростовской консерваторией, фреска неподалеку от Парамоновских складов — это основной, но далеко не полный список ее работ в городе. Сейчас уличная галерея Хардиковой пополняется. Новый проект «Тропа героя» представляет собой арт-тропу, путешествие по которой, как говорит художница, помогает разбудить своего внутреннего героя, найти ответы на вопросы, кто мы, откуда и куда идем. На создание работ Марию вдохновила теория архетипов писательницы Кэрол Пирсон. N поговорил с художницей о философии ее искусства и о том, как пройти свой путь и не заблудиться.

N: — Вы не раз расписывали объекты, которые вряд ли когда-то получат вторую жизнь и могут быть снесены. Пример — заброшенный вокзал в Кировске, превращенный вами в произведение искусства. Почему именно такие объекты попадают под руку?

М.Х.: — Мне нравится древность, хочется создавать объекты, похожие на артефакты и старинные фрески. Вокзал в Кировске меня потряс. Он в своем руинизированном виде великолепен. С крышей он был не такой прекрасный, а сейчас это просто древний храм. Он в стороне от города, удивительно вписан в природу, расположен на берегу озера, вдалеке горы. Это вокзал-призрак, его нет на карте, но он живет, много туристов и любопытных жителей города приезжают посмотреть на этот объект. Я общалась с администрацией Кировска, вокзал сносить не планируют.

N: — Судя по работам вашего нового проекта «Тропа героя», вы остаетесь верной себе и своему стилю.

М.Х.: — В некоторых работах я отошла от изображений в духе ренессанса, но в большинстве картин такие мотивы прослеживаются, рисунки напоминают древние фрески и античные рельефы. Я стараюсь делать так, чтобы изображения на стенах были похожи на проявление нерукотворных образов. Такое пятно на стене, а в нем просматривается рука, лицо, силуэт.

N: — «Тропа героя» — в чем суть и какова концепция этого проекта?

М.Х.: — Мысль сделать стрит-арт-проект родилась весной 2020 года, когда мы вместе с сыном и дочкой сидели на изоляции. Наша картина мира тогда складывалась из новостей по запросу в интернете. У каждого картинка была своя. Я стала задумываться о том, как формируется реальность и воспринимается мир, который мы создаем вокруг себя, о том, что мир — это зеркало, отражающее наши представления о нем и наши убеждения. Начала читать труды психологов и мыслителей Карла Густава Юнга, Зигмунда Фрейда, Тимоти Лири, Роберта Антона Уилсона. Потом перешла к книгам Кэрол Пирсон, и меня вынесло на ее теорию архетипов — 12 этапов развития души. Идеи Пирсон и вдохновили меня на «Тропу героя».

Я задумала расписать 11 стен и сделать из них арт-тропу. Расписанные объекты я называю островами. Каждый посвящен одному из архетипов. Будет и 12-я точка пути, но на ней не планируется рисунок. Тропа из островов символизирует образное путешествие души. Рассматривая работы, человек проходит путь своей жизни. Я хочу, чтобы люди останавливались на этих островках, задумывались, на верном они пути или нет, задавали себе вопросы и находили на них ответы. Я — верующий человек. Считаю, что у каждого есть душа и божественная миссия, а жизнь — это символическое путешествие, в котором человек получает нужный душе опыт, принимает дары и проходит испытания.

Список объектов еще уточняется, но все они точно будут в центре. Стараюсь сделать так, чтобы точки можно было обойти часа за полтора. Я задумываю сделать тропу как квест или как экскурсионный маршрут, можно называть по-разному. Как только все объекты будут расписаны, я опубликую карту с локациями.

N: — Как теория архетипов воплощается в картинах?

М.Х.: — Первый островок путешествия — архетип «Дитя». Он находится на Халтуринском, 55. Там на одной стене изображены лицо мужчины и лицо женщины, а на другой — спирали, символизирующие устройство вселенной. С архетипа «Дитя» начинается период, кода происходит формирование нашего эго, человек становится личностью и учится жить в обществе. Второй архетип называется «Сирота», или «Славный малый». На этом этапе каждый получает свою первую травму. Я, например, свою получила, когда в 5 лет захотела бабушке с дедушкой спеть душевную песню о красоте природы, стала на стульчик и услышала, как бабушка дедушке говорит: «Ой, медведь на ухо наступил». А я так старалась.

Архетип «Сирота» увидите на стене у горбольницы № 8. Это про умение преодолевать неприятности, которые встречаются в потоке жизни, про то, что травма — это дверь, за которой нас ждет сокровище. Надо найти в себе силы эту дверь открыть. Одним из центральных образов картины станут дельфины, которые считаются очень умными существами, но не строят себе цивилизацию, либо делают это так, что мы не видим.

Когда мы получаем первую травму, мы социализируемся, понимаем, что чем-то ограничены, что можем быть уязвимы и в этом нет ничего страшного. Чтобы залечить рану, человек включает скрытые ресурсы, травмы открывают двери в новые возможности. Подумаешь, медведь на ухо наступил, буду по-другому себя проявлять. Так мы проживаем третий этап — архетип «Герой». Я очень хотела нарисовать этот островок на одном объекте в парке Горького, собственникам здания нравится идея, но, пока они ищут арендатора, не хотят, чтобы там появлялся рисунок. На картине изображен Геракл и его образный путь. Миф о подвигах Геракла самый простой и понятный пример пути героя. Есть человек, принимающий вызов судьбы и отправляющийся в путешествие. Там он встречает врагов и союзников, «знакомится» со смертью и любовью и в конце путешествия обретает сокровище — понимание своей истинной сути.

Проходя этапы формирования личности и социализации, мы попадаем в архетип «Опекун», учимся заботиться о своем мире и создаем семью. Рисунок к этому архетипу уже можно посмотреть в арке РИНХа. Я там нарисовала мужчину и женщину, прообразами которых стали мои родители.

Следующая ступень — архетип «Искатель». В этой точке мы понимаем, что приходить вовремя на работу и выплачивать ипотеку — это не предел того, для чего мы родились, есть что-то большее, чем земные дела, — это душа. На этом этапе человек ищет свое призвание. Путешествует по миру, меняет место работы и пробует что-то новое. Этот островок я буду рисовать на ул. Серафимовича, 99. Уже согласовала эскиз с районной администрацией и жильцами дома. Здесь образы дорог и подземелий, разных союзников и спутников, которые направляют нас, служат ориентиром.

N: — Как появляются образы? Это фантазия или вы их где-то находите и заимствуете?

М.Х.: — Я уже сама запуталась, что тут фантазия, а что нет. Я компоную разные образы. Если мне нужна какая-то фигура, смотрю на древние рельефы и храмы, ищу похожие силуэты, потом трансформирую их, добавляю что-то свое.

На островке «Искатель» много образов: хранительница Ростова, которой я добавила что-то из римских скульптур, и Азия — жена Прометея. Есть фигура с собачьей головой — это Святой Христофор, которого католическая и православная церкви изображали на иконах с собачьей головой. В XVIII веке такие изображения запретил Священный Синод. Против них выступал и Димитрий Ростовский, небесный покровитель нашего города. Вокруг святого Христофора интересная история, я нашла ее случайно и решила нарисовать.

N: — Что происходит, когда человек находит свое призвание, какие архетипы идут дальше?

М.Х.: — Когда человек находит свое дело, он пребывает в архетипе «Любовник», или «Эстет», наслаждается жизнью. Этот островок я нарисовала на Темерницкой, 47. Центральный образ — девочка, держащая в руках шар, внутри которого ее мир, то, что ее радует. Он очень хрупок. Все, что у тебя есть, — это мир в твоем сердце, который ты сам создаешь и отвечаешь за него.

Рядом, на Темерницкой, 47/49, я нарисую островок «Бунтаря». Это период, когда человек избавляется от навязанных, чуждых ему представлений о мире.

На стенах художественного училища имени М. Б. Грекова появятся две работы — созданное совместно с художником Михаилом Иванниковым абстрактное изображение и отдельно моя собственная работа, образ творца эпохи Возрождения. Эти картины будут отражать сущность архетипа «Творец» — момента, когда человек начинает творить свою жизнь такой, какой хочет, начинает жить свою жизнь, а не чужую. Понимает, что можно действовать в соответствии с веяниями души.

Островок «Мудрец», возможно, разместится на Московской, 7. На стене появятся три женских лица — образы прошлого, настоящего и будущего. «Мудрец» — это период, когда человек открыл свою суть, он может собирать людей вокруг своих идей и преображать мир. Кстати, недалеко от Московской, на Площади 5-го Донского Корпуса, находится моя первая роспись — рисунок святого Антония.

После «Мудреца» идет «Правитель». Под него очень подходит уже готовая работа «Великаны» на ул. Нижнебульварной, 6.

Островок «Маг» я хочу нарисовать флуоресцентной краской. Роспись можно будет увидеть, посветив ультрафиолетовым фонариком, без него картина незаметна для глаз. Приготовила эскиз с рисунком ангела, но еще не придумала, где лучше сделать этот островок. Для «Мага» мудрость жизни открывается с другой стороны. Человек понимает, что жизнь часто строится по каким-то неподвластным нам законам, замечает подсказки в виде знаков и совпадений, расшифровывает сны.

Архетип «Шут» — завершающий. Человек уже осознал, как тут все устроено и что наши земные дела и заботы не так важны, как кажется. Можно наслаждаться жизнью, радоваться и смеяться. «Шута» я рисовать не буду. Последней точкой арт-тропы станет смотровая площадка с видом на стадион «Ростов Арена». Он эффектно оттеняется живописными руинами «Парамонов», которые, к сожалению, разрушаются. Там такой вид! Тут эта древность, тут стадион, река, природа — вот она жизнь!

N: — Вы выкладывали видео о необычной реакции на вашу работу — кто-то стал раскладывать памперсы под картиной архетипа «Дитя» на Халтуринском. Как разрешилась эта ситуация?

М.Х.: — Видимо, картина что-то задела в человеке. Я знаю, кто это делал, но не буду говорить. У человека в жизни случилась очень непростая история, соприкосновение с этой картиной было для него терапией. Его со временем отпустило, и он перестал это делать.

N: — Как вы реагируете на такие действия? Вас это обижает, пугает или, наоборот, вдохновляет?

М.Х.: — В этой ситуации меня ничего не обидело и не задело. Я понимаю человека и очень благодарна ему. Такие действия подтверждают, что это не просто картинки, а живые образы. Они цепляют, это часть меня и часть города. Раздражает, когда граффитисты портят картины. Чаще всего попадает работе в арке РИНХа. Один раз размалевали — я пошла закрасила, они второй раз испортили и выложили это в сторис. Такая глупость, кто-то старался, рисовал. Зачем портить? Пойди в другом месте напиши свой тег.

N: — Какую реакцию получаете от ростовчан?

М.Х.: — Разную. Большинству людей нравится, но есть и недовольные. Вкусы у всех разные, поэтому я стараюсь брать разрешение у собственников зданий и гаражей. Всегда пытаюсь свои изображения аккуратно вплетать в контекст, чтобы рисунок становился частью городской среды.

N: — Вы не боитесь, что объекты «Тропы героя» могут закрасить коммунальщики или замалевать граффитисты?

М.Х.: — Конечно, страх есть. Мне жалко свой труд, поэтому с недавних пор я стараюсь не рисовать в местах, где картину могут легко закрасить. Выбираю стены, которые находятся на возвышении.

Картину на спуске к «Парамонам», которую мы создавали вместе с Александром Сушковым, периодически расписывают граффитисты. Я уже думаю, ладно, мы предполагали, что она будет обрастать разными тегами. Но там, надо сказать, портят деликатно, не в наглую.

N: — Анонсируя проект в соцсетях, вы писали, что «Тропа героя» помогает разбудить своего героя, найти ответы на вопросы, кто мы, откуда и куда идем. Помогли ли вам ваши работы ответить на эти вопросы?

М.Х.: — Летом прошлого года, незадолго до того как начать «Тропу героя», я заболела коронавирусом и на фоне тревоги и долгой изоляции впала в конкретную депрессию. Сидишь одна в квартире, ни с кем не общаешься, отрезана от всего, внутри пустота, ничего не радует. Я не понимала, как из этого выбираться. В одну из ночей не могла уснуть, взяла краски, приехала к гаражу, который хотела расписать, и решила: «Буду рисовать». Начала первую картину «Тропы героя» — «Дитя». Восходит солнце, я сделала набросок лиц и все — преобразилась. Думаю: «Все, что может зажечь в тебе жизнь, находится у тебя внутри, просто надо до этого докопаться».

N: — Какие острова уже расписаны и какие еще предстоит нарисовать?

М.Х.: — Расписано пять объектов на Халтуринском, 55, Суворова, 14 (арка РИНХа), Нижнебульварной, 6, Темерницкой, 47, и Темерницкой, 49. Архетипы я рисую не по порядку. Осталось шесть стен. «Шута» рисовать не надо. Эскизы готовы. До конца лета хочу закончить проект: найти подходящие стены и расписать.

N: — Сколько времени уходит на роспись одной стены?

М.Х.: — По-разному. Одну стену я рисовала долго, два месяца. Это островок «Любовник» на Темерницкой, 47. Можно расписать за 6 дней, но я работаю с перерывами, поэтому получается дольше, до нескольких недель.

N: — За счет каких средств реализуется проект?

М.Х.: — За счет своих. Я также объявила сбор средств на краудфандинговой платформе «Планета.Ру». Люди перечисляют деньги, но мы не можем их снять, пока хотя бы половина названной суммы не будет собрана. Верю, что соберу. На материалы для каждого островка уходит 30-40 тысяч рублей.

N: — Что мотивирует вас заниматься проектом?

М.Х.: — Это интересно. Я задумывала эти картины как порталы в коллективное бессознательное. Подходишь, погружаешься в эти образы, что-то переосмысливаешь и дальше идешь уже новый. Это общие фразы, но я вкладываю в работы свою энергию, свое мироощущение, понимание жизни. Это все отпечатывается на картинах.

N: — Пробовали ли вы получать гранты, в том числе государственную поддержку?

М.Х.: — В прошлом месяце я подала заявку на конкурс Президентских грантов. До этого не пробовала.

N: — Какой архетип вы сами сейчас проживаете?

М.Х.: — У каждого человека есть архетип, «из которого он живет», который проявляется наиболее сильно. Мой образ — это «Маг». Правда, чтобы по-взрослому и без стеснений его проживать, мне нужно закрыть некоторые вопросики в архетипах «Сирота» и «Бунтарь». Я рисую и проживаю их.

N: — Вы нередко проводите персональные выставки и иногда участвуете в совместных, но известны больше как стрит-арт-художник. Что вам ближе — уличное или галерейное искусство?

М.Х.: — На уличное искусство меня вдохновило участие в выставках, которые проходили в необычных местах. Мы с другими художниками делали очень атмосферную выставку в бывшем Театре музкомедии. Пространство работало сильно: пустой зал, пустая сцена, инсталляции. Эффект был будоражащий. Я участвовала в выставках в доме Кисина и на «Парамонах». Картины там смотрятся по-другому, не как в галерее. Я поняла, что искусство оживает, когда оно в городе, в знаковых для него местах. Это меня подтолкнуло к тому, чтобы начать рисовать на улице. Деликатно вписанные в городской контекст картины — это призыв к ростовчанам с просьбой замечать красоту и аутентичность старого города и беречь его исторический облик.

N: — Вы родились в Ростове, потом уехали учиться в Петербург и прожили там 15 лет. В 2019 году вы вернулись, чтобы расписать стену возле Парамоновских складов, и остались. Что держит в Ростове?

М.Х.: — Питерский климат не дал мне прижиться. Я не чувствую себя там как дома, хотя в Петербурге у меня много друзей и знакомых. Здесь, в Ростове, солнечно, тепло, родные и близкие рядом. Наверное, и то, что я здесь родилась, играет роль. Это родина, Ростов я люблю.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
В городе
«Искусство оживает, когда оно в городе»
18 января в художественной галерее «Ростов» откроется персональная выставка Марии Хардиковой «Фон для селфи».
В городе
«Искусство оживает, когда оно в городе»
Художница Мария Хардикова предлагает провести фестиваль уличного искусства «Месторождение». Цель проекта — создание уличной галереи и появление произведений искусства на старых и неопрятных стенах города.
В городе
5 февраля в Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской (МСИИД) откроется персональная выставка Марии Хардиковой «Странные музы».
Культура
«Искусство оживает, когда оно в городе»
В Донской государственной публичной библиотеке открылся шестой ежегодный Фестиваль современного искусства DSPL ART — 2021. Он продлится до 25 апреля. В программе — кинопоказы, лекции, выставки.
Клуб N
«Искусство оживает, когда оно в городе»
Ростовская художница Вероника Давыдова расписала 680 кв. м стен магазина IKEA, ТРЦ «МЕГА» и винного бара «Детектив, где Вы?». Останавливаться на этом она не планирует и ставит целью осваивать еще большие локации. Своей внутренней миссией художница видит создание пространств, которые будут менять сознание и поведение людей в лучшую сторону.
Просмотров: 4431

Справка

Мария Хардикова

Мария Александровна Хардикова родилась в 1981 году в г. Ростове-на-Дону. В 2001 году окончила РХУ им. М. Б. Грекова и переехала в Петербург. В 2012 году окончила Академию художеств им. И. Е. Репина по специальности «художник-монументалист». С 2016 года член Союза художников России. Участвовала в выставках, проводимых в залах Академии и Союза художников, и в серии выставок в городах Китая.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В городе
«Искусство оживает, когда оно в городе»
Новый телевизионный проект, посвященный живой природе, ведет четвероклассник. Юного ведущего поддержали в Русском географическом обществе и Ростовском зоопарке.
В городе
«Искусство оживает, когда оно в городе»
Сотрудники агрохолдинга «Степь» провели акцию, посвященную международному Дню доброты. В Ростове, рядом с главным офисом компании организовали развлечения и раздавали подарки. Более 2 тыс. человек поделились друг с другом добрым настроением. Как отмечают в холдинге, добрые дела не только праздничная, но и повседневная практика его работников. Уходящий 2024 год в организации объявили Годом волонтерства.
В городе
«Искусство оживает, когда оно в городе»
К 24 ноября филармония и Ростовский музей изобразительных искусств (РОМИИ) подготовят концерт «Он хотел написать небо». Мероприятие посвящается 165-й годовщине со дня рождения Николая Дубовского. Он родился на донской земле, состоялся как петербургский художник-передвижник, академик и хотел основать картинную галерею в Новочеркасске.
В городе
«Искусство оживает, когда оно в городе»
В Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской (МСИИД) проходит выставка ростовского фотохудожника Сергея Крюкова «День и ночь. Четверть века». По словам мастера, для творческого успеха очень много значат хорошая техника и умение с ней обращаться. Бывает, нужно переснимать несколько раз, чтобы реализовать замысел. Но самое главное — удача. Лучшие, по мнению автора, работы представлены в МСИИДе. Их 25, и они появились в первую очередь благодаря везению.