г. Ростов-на-Дону
24 ноября 2024 14:09:52
102.58
107.43

«Город не может себе позволить «забыть» о единственном Нобелевском лауреате по литературе»

Филологический факультет ЮФУ сделал заявление в связи с дискуссией об установке в Ростове памятника писателю А.И.Солженицыну.

В связи с дискуссией об установке памятника А.И. Солженицыну в Ростове-на-Дону коллектив Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета считает необходимым сделать следующее официальное заявление. 1. Мы, безусловно, считаем, что в сфере культуры возможны самого разного рода дискуссии, могут высказываться различные мнения. Однако при этом в каждой сфере деятельности существуют эксперты, к чьему мнению нелишне прислушиваться. Мы хотели бы предложить свое мнение и свои оценки идущей сегодня в Ростове-на-Дону кампании по очернению имени Нобелевского лауреата по литературе А.И. Солженицына.

2. Те лозунги, которые пишутся на плакатах отдельных активистов, устраивающие митинги и собирающие подписи с целью запрета памятника Солженицыну в Ростове, по нашему мнению, могут быть написаны только людьми, которые не читали книг и трудов Солженицына, никогда всерьез не изучали его биографию. Нам кажется, что в данном случае надо понимать вес этих мнений — это лишь точка зрения дипломированных маргиналов, готовых переверстывать историю под свои собственные нужны, но ни в коем случае не мнение широкой городской общественности о своем великом земляке.

3. Мы считаем, что базовый вопрос, который кладется в основу «дискуссии» о Солженицыне, вообще не имеет права на существование. Не нам судить, в достаточной ли степени Солженицын был патриотом или не в достаточной. Мы можем не соглашаться с теми или иными высказываниями или взглядами любого из великих культурных деятелей прошлого, но наши идеологические сиюминутные оценки не должны влиять на оценку реальной роли, которую обсуждаемому человеку выдалось сыграть в отечественной культуре. И тем более вызывающий споры вопрос о степени патриотизма не должен быть основанием для принятия решения о создании памятника писателю в Ростове.

4. Идеологический критерий оценки не работает ни в какой области деятельности, кроме собственно политики. По критерию идеологической правоверности нельзя судить о состоятельности культурного деятеля, также как о состоятельности математика, пианиста или строителя.

5. Если современники еще имели право судить о Солженицыне как о живом человеке, то современные поколения в большинстве своем не имеют никакого личного опыта, связанного с эпохой 1960-70-х. Право судить, которое они берут на себя сегодня, ничем не заслужено, кроме придуманной ими самими идеологической правоверности.

6. Солженицын сыграл огромную роль в культурной ситуации, сложившейся в СССР в 1960-70 годах. Это был крайне противоречивый период, когда писатель был даже номинирован на Ленинскую премию (1963 год), но в результате выслан в Германию после нескольких лет кампании по буквальному выживанию его из страны. И тем не менее за этот период был опубликован «Один день Ивана Денисовича» (1962), тираж которого был раскуплен в течение нескольких дней, написан прецедентный для советской литературы того времени роман «В круге первом», повесть «Раковый корпус», опыт художественного исследования «Архипелаг ГУЛАГ». Каждая из этих книг открывала читателю-современнику целые культурные пласты, ранее скрытые от глаз «простого советского человека». Именно эта культурная роль была оценена Нобелевской премией по литературе за 1970 год.

7. За этот период был сформирован и запущен почти весь арсенал дискредитирующих обвинений, которые в ходу до сих пор. Дело сегодня доходит до того, что оспаривается даже сам факт обучения Солженицына в Ростовском государственном университете. Это «черное мифотворчество» пора прекратить. Эпоху горячих дискуссий о масштабе фигуры Солженицына пора закрыть.

8. Действительно, Солженицын был принципиальным противником советского проекта, он до конца жизни был его последовательным критиком. Однако вся его деятельность была проникнута служением русской культуре и истории, по отношению к которым он заслужил право занимать личную позицию.

9. За всю историю развития русской литературы в ней было только пять лауреатов Нобелевской премии по литературе, каждым из которых страна гордится. И только один из этих литераторов не только имел отношение к Ростову, но и жил здесь в течение 17 лет. Именно в Ростове писались первые главы эпопеи, позже получившей название «Красное колесо».

10. Ростов-на-Дону — большой и многогранный город, имеющий амбиции не только в сфере развития торговли, промышленности, науки, но и культуры. И если такие амбиции есть, город не может себе позволить «забыть» о единственном Нобелевском лауреате по литературе, который жил в Ростове. Городу безусловно нужен памятник Солженицыну.

11. Тему памятника Солженицына сегодня пытаются противопоставить памяти о других деятелей истории и культуры. Это неправильно. Город может и должен определять свои отношения с каждым из своих героев по отдельности, не противопоставляя их друг другу. Для примера, скажем: в Институте филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ уже много лет портреты Солженицына и Шолохова, между которыми были очень сложные отношения, висят рядом — так же рядом на полках в библиотеках стоят их книги.

12. Самые разные общественные группы, живущие в Ростове, имеют «свои» памятники, отвечающие особенностям их исторической памяти и ценностей. И в этой сфере не должно быть запретов. Тем более запреты не должны касаться исключительно того ростовчанина, которым вправе гордиться национальная культура.

13. Мы разделяем мнение о том, что работа над памятником Солженицыну в Ростове должна вестись открыто, финальное решение должно выбираться на конкурсной основе. В работе по обсуждению идеи и концепций должны принимать участие специалисты по наследию писателя.

Архипенко Н.А., директор Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ, канд. филол. наук

Белопольская Е.В., заведующий кафедрой отечественной литературы Южного федерального университета, канд. филол. наук

Калашникова С.М., доцент кафедры отечественной литературы Южного федерального университета, канд. филол. наук

Козлов В.И., генеральный директор Аналитического центра «Эксперт Юг», доктор филол. наук, доцент кафедры отечественной литературы Южного федерального университета

Рослый А.С., доцент кафедры отечественной литературы Южного федерального университета, канд. филол. наук

Просмотров: 22459

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В городе
«Город не может себе позволить «забыть» о единственном Нобелевском лауреате по литературе»
Новый телевизионный проект, посвященный живой природе, ведет четвероклассник. Юного ведущего поддержали в Русском географическом обществе и Ростовском зоопарке.
В городе
«Город не может себе позволить «забыть» о единственном Нобелевском лауреате по литературе»
Сотрудники агрохолдинга «Степь» провели акцию, посвященную международному Дню доброты. В Ростове, рядом с главным офисом компании организовали развлечения и раздавали подарки. Более 2 тыс. человек поделились друг с другом добрым настроением. Как отмечают в холдинге, добрые дела не только праздничная, но и повседневная практика его работников. Уходящий 2024 год в организации объявили Годом волонтерства.
В городе
«Город не может себе позволить «забыть» о единственном Нобелевском лауреате по литературе»
К 24 ноября филармония и Ростовский музей изобразительных искусств (РОМИИ) подготовят концерт «Он хотел написать небо». Мероприятие посвящается 165-й годовщине со дня рождения Николая Дубовского. Он родился на донской земле, состоялся как петербургский художник-передвижник, академик и хотел основать картинную галерею в Новочеркасске.
В городе
«Город не может себе позволить «забыть» о единственном Нобелевском лауреате по литературе»
В Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской (МСИИД) проходит выставка ростовского фотохудожника Сергея Крюкова «День и ночь. Четверть века». По словам мастера, для творческого успеха очень много значат хорошая техника и умение с ней обращаться. Бывает, нужно переснимать несколько раз, чтобы реализовать замысел. Но самое главное — удача. Лучшие, по мнению автора, работы представлены в МСИИДе. Их 25, и они появились в первую очередь благодаря везению.