Гончарное дело освоил сам
Фотокорреспондент делового еженедельника «Город N» Михаил Мальцев занялся изготовлением традиционной русской посуды на гончарном круге. Он сам сделал круг и печь для обжига и освоил ремесло.
Михаил Мальцев. Фото автора. Фотограф «Города N» Михаил Мальцев увлекся гончарным делом несколько лет назад, вдохновившись творчеством одного из самых известных в России керамистов Александра Поверина: — Я увидел его работы и был поражен их красотой, тем, насколько кувшины и крынки могут быть красивыми, — рассказывает Михаил Мальцев. — С тех пор я стал интересоваться гончарным ремеслом. Самым главным для меня стало ощущение связи настоящего с прошлым, которое дарит гончарное дело. Гончарный круг, как машина времени, может перенести вас в любую эпоху. В современном меняющемся мире очень хотелось найти что-то основательное, настоящее, якорь, на который можно опереться. Народные формы сосудов созданы временем, они оттачивались и совершенствовались веками.
Свой первый круг Михаил Мальцев сделал на основе шуруповерта и начал осваивать ремесло самостоятельно по книгам и видеоурокам Александра Поверина. Второй круг был уже более серьезным — с деревянным ножным маховиком — и позволял учиться и наращивать мастерство.
— Вскоре стало ясно: необходимы мастерская и мощный профессиональный круг, — рассказывает он. — У меня был участок земли с небольшим вагончиком в пригороде Ростова, там я оборудовал мастерскую и сделал свой третий гончарный круг, на котором и кручу по сей день. У него 70-килограммовый металлический маховик, приводимый в движение двигателем от стиральной машины. Параллельно там же на участке я смастерил газовую печь для обжига из 200-литровой бочки, обшив ее внутри огнеупорным материалом.
Глину Михаил Мальцев вначале копал у озера, расположенного неподалеку. Но ее приготовление занимало много времени, и он стал покупать готовую к работе массу. В свободное от основной работы время он ездил в мастерскую, но потом решил перебраться туда жить, продал квартиру и за 7 месяцев построил дом. Дальше все развивалось стремительно: мастерство росло, стенки сосудов становились более тонкими, сами сосуды — более высокими, новоиспеченный гончар осваивал один вид изделий за другим. Сейчас в ассортименте Михаила Мальцева разнообразные виды русской традиционной посуды: кружки-кумочки, кашники, кубышки, кувшины, горшки, крынки, бутыли, бочкари, рукомои, елейники. Изделия выполняются из красной глины, обжигаются при температуре 1000 градусов. Затем применяется техника молочения — сосуды окунаются в молоко и обжигаются уже при 400 градусах. Это придает черепку приятный коричневый цвет и эффект старины. Часть изделий дополнительно покрывается внутри глазурью и проходит еще один — третий — обжиг.
— Сейчас технология уже полностью отработана, но поначалу пришлось пережить много провалов, неудачных обжигов, потому, что у меня не было наставника и до всего приходилось доходить опытным путем самому, — делится Михаил Мальцев.
Сейчас его изделия можно встретить в ростовской сети магазинов «Терракот» и в киоске предметов интерьера ручной работы «Полка». Также недавно был заключен договор с администрацией Старочеркасской, и теперь Михаил Мальцев продает свои работы на аллее мастеров каждые выходные. Спросом пользуется его продукция на проводимых в Ростовской области казачьих и исторических фестивалях.
— Мы живем на Дону, в казачьем крае, а у нас очень мало гончаров, которые занимаются традиционным искусством, — делится Михаил Мальцев. — На фестивалях люди восклицают: «О, крынка, моя бабушка в ней хранила молоко!» Настоящую крынку у нас мало где встретишь. В основном народную посуду везут из средней полосы России, где
ремесло более развито.
В планах Михаила Мальцева освоение новых гончарных форм и других технологий обжига, таких как дымление, обвар, раку. В дальнейшем он собирается организовать проведение мастер-классов.