Гоголь под речитатив
В молодежном театре прошла премьера «Вечеров на хуторе близ Диканьки» — старой истории на самый современный лад.
В основе новой работы Ростовского областного академического молодежного театра (РОАМТ) — повесть Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». Главный режиссер театра Михаил Заец добавил современных деталей и задействовал в постановке практически всю труппу — приключения кузнеца Вакулы разыгрывают два актерских состава. В результате получилась забавная сказка для взрослых — с песнями-плясками, юмором на грани фола и неожиданными откровениями хорошо знакомых персонажей.
«Вечера на хуторе...» по-ростовски представили публике как спектакль в спектакле. Действие началось еще в партере, куда с колядками вышли девушки и парубки. Вскоре их мелодичное пение сменилось чтением рэпа; еще через минуту актеры — в костюмах и в окружении декораций — принялись разбирать, кому какую роль играть. Образы вышли яркими и не похожими на те, что рисовало воображение в детстве. Например, бабе Солохе достались накладная грудь и слишком игривый характер; запорожскому казаку Пацюку — восточный наряд и палочки для поедания вареников. Манерный Черт, танцующий под зажигательные ритмы, помог сознанию окончательно отбросить прежние представления о героях. Именно таким образом — на смешении классического сюжета, современного антуража и авторской трактовки образов — оказался выстроен весь спектакль.
Костюмы для постановки создала художница Ольга Трофимова, декорации — сценограф Алексей Паненков. К слову, с ними Михаил Заец уже работал прежде — и тоже над постановкой этой гоголевской истории. Не так давно спектакль «Ночь перед Рождеством» оценивал тюменский зритель.
В рождественской постановке РОАМТа центральной декорацией стала украинская изба — без курьих ножек, но тем не менее способная вертеться. С одного бока она оказалась мазанкой, с другого — хоромами царицы, с третьего — русской печью. В вертлявом домике на сцене весь спектакль просидела девочка с соломенными куклами. Ей не дали роли, зато поручили озвучивать слова автора — время от времени детскими устами говорил сам Николай Васильевич.
В Молодежном театре «Вечера на хуторе близ Диканьки» решили сыграть без антракта — в одном, довольно длинном, действии. Но не давали скучать неожиданные проявления героев. Например, пришедший к Солохе Дьяк обнаружил садомазохистские наклонности и даже привязал ее к скамье веревками. Кузнец Вакула оказался гротескно неповоротливым и постоянно бился обо что-то головой. Неожиданности не закончились и по прибытии в Петербург. Голову Царицы вместо привычной короны венчала золотая кепка. По замыслу режиссера это символ заморского происхождения императрицы. Черевички тоже оказались непростыми: в роли «самых дорогих башмаков с золотом» выступили кеды, расшитые пайетками. Финальной точкой стремительно развившихся под конец событий стало появление на сцене спасательного круга с надписью: «Н. В. Гоголь. Диканька», отдаленно напоминающего заставку американской мультипликационной студии.
На выходе из зала стало ясно: как бы ни реагировал зритель на режиссерские и актерские находки, увидеть новый спектакль Молодежного театра было любопытно каждому, кто хоть раз читал «Ночь перед Рождеством» или смотрел бессмертную комедию Александра Роу.