«Главное качество ростовчан — любопытство, мы решили это использовать»
«Театру 18+», единственному в Ростове работающему с современной пьесой, исполнилось 5 лет. За это время театр представил 25 премьер. Спектакли и различные мероприятия посетило более 100 тысяч человек. Главный режиссер театра Герман Греков рассказал N о планах на новую пятилетку. Одной из ближайших премьер станет спектакль «Хроники Макбета. Короли подъезда» по пьесе Михаила Волохова.
N: — Вы с момента основания позиционировали «Театр 18+» как экспериментальный. Летом из названия театра это слово исчезло. Выработалась какая-то концепция, идеология или вы до сих пор в поиске?
Г.Г.: — Для современного независимого театра 5 лет — серьезный срок. За это время много чего произошло. Эксперимент — это в первую очередь ставка на будущее: когда ты фантазируешь, пробуешь и не знаешь, к чему это приведет. В общем-то, в первые годы само появление театра такого формата было экспериментальным. Сейчас мы сместили акценты и делаем ставку на актуальность, пытаемся зафиксировать настоящий момент, отрефлексировать то, что окружает нас здесь и сейчас. Экспериментальный театр становится интересен в ситуации стабильности. Если вспомнить историю русского театра, самые смелые эксперименты происходили как раз в такое время — в 1970-е — начале 1980-х годов, в период застоя. В эпоху перемен, смены парадигм, дай бог попытаться как-то обозначить эти перемены, почувствовать их, осознать. Мы ведь живем как раз в такое время. С ним же и работаем, пытаемся быть созвучными настоящему моменту.
N: — Современное искусство прижилось в Ростове?
Г.Г.: — Оно давно прижилось. В 20-е годы прошлого века в кафе на Газетном (имеется в виду «Подвал поэтов», располагавшийся в подвале дома № 46 в переулке Газетном. — N) выступали поэты-ничевоки. В конце 1980-х в Ростове образовалось товарищество «Искусство или смерть». О бурной молодости его участников в начале этого сезона Сева Лисовский вместе с нашим театром поставил спектакль «Волшебная страна». Режиссеры Анатолий Васильев, Кирилл Серебренников — ростовчане. В Ростове уникальная художественная среда и атмосфера.
N: — Но это было в основном что-то частное и непостоянное, для очень узкого круга. Арт-центр «Макаронка» и «Театр 18+» — первые в своем роде масштабные проекты современного искусcтва.
Г.Г.: — Театр сделал ставку на современную драматургию и взаимодействие с современным искусством, но в первую очередь мы работаем с ростовским контекстом и арт-средой города. Наш первый спектакль «Папа» был посвящен Ростову и был сделан вместе с местными музыкантами, художниками и драматургами. Мы и сейчас продолжаем следовать этой концепции: постановки оформляют ростовские современные художники, в спектаклях играют песни групп из нашего города, работаем с текстами ростовских авторов. То есть дух города и его колорит во многом определяет в целом эстетику театра. К тому же с самого начала мы не выбирали позицию проповедников, которые будут нести священное знание современного театра «темным» провинциалам, а сделали акцент на энергии Ростова. И именно поэтому, на мой взгляд, театр и «Макаронка» сейчас являются центром притяжения.
N: — Какие события, проекты, спектакли помогали театру развиваться? Почему они значимы?
Г.Г.: — Высокую планку и технически, и эстетически поставил именно «Папа». Это был мюзикл и самый массовый спектакль за всю историю театра — больше 10 актеров, 6 музыкантов. При этом с ним нам удалось съездить и на «Маску Плюс», и несколько раз на гастроли. Спектаклем «Грязнуля» — хоррором Сергея Чехова — мы открыли новый зал, где сейчас проводим еще и лекции, читки. В шутку называем его «Кишка-театр», потому что он находится в глубине «Макаронки» изза его вытянутой формы. Спектакль «Волшебная страна» значим не только для театра, но и для Ростова, потому что мы сделали шаг навстречу зрителю, потому что мы вышли на улицу, стали работать со средой. И конечно, последняя премьера — «Ханана». Очень масштабная работа, сложный драматургический материал. Спектакль, над которым мы работали целый год.
N: — Всегда есть какие-то популярные авторы, направления. «Волшебная страна» — это дань моде на иммерсивность, на спектакли-бродилки, променады и т. д.?
Г.Г.: — Нам хочется не следовать моде, а задавать ее, не повторять, не отслеживать тренды, а самим их создавать. Для этого у нас есть все возможности. И режиссеры — современные, мощные, молодые, которых мы приглашаем на постановки. И конечно, площадка, открытая к любым театральным форматам. Если говорить о «Волшебной стране» Севы Лисовского, то иммерсивность — это только форма, он не похож ни на один другой иммерсивный спектакль. Текстовая, драматургическая, художественная составляющие уникальны. Ростов здесь не просто декорация, это один из главных героев. Это абсолютно штучная вещь, ее никуда не увезешь, она неотделима от этого города.
N: — Как менялась публика на протяжении этих 5 лет?
Г.Г.: — Первые спектакли, которые шли у нас, и многие гастрольные проекты зрителям были понятны не сразу. Но главное и очень ценное качество ростовчан — любопытство. Им было интересно, а мы удовлетворяем этот интерес, ведь современный театр — это когда ты делаешь шаг навстречу зрителю, когда ты на одной волне с ним, не вещаешь, а общаешься, ведешь диалог. Мы начали устраивать читки с обсуждениями пьес, читать лекции про театр, показывать спектакли на видео и тоже говорить об этом. Так постепенно сформировали свою аудиторию и продолжаем работать над этим. Это люди, которые приходят не только к нам, они посещают разные культурные события, они всегда в курсе последних новостей. Они очень интересные и самое главное — свободные.
N: — С чем театр подошел к юбилею?
Г.Г.: — Во-первых, у нас сформировался уникальный репертуар. Если обратить внимание на жанры наших постановок, складывается очень точная картина современного мира: русский гиньоль, трэш-шапито, хоррор, флеш-трэш-аниме и немного комедии.
Во-вторых, мы запустили программу дополнительных событий «Театр+» и теперь работаем как полноценный центр современной культуры. К тому же у нас прекрасный умный зритель, с которым мы не прекращаем диалог и даже привлекаем к участию в проектах театра — например, скоро вместе со зрителями будем читать пьесу «Пилорама плюс».
N: — Существует стратегия развития театра?
Г.Г.: — Не останавливаться. Держать планку, идти навстречу реальности, не бояться, не закрываться. Сделать так, чтобы «Театр 18+» был для Ростова культовым местом, частью его бренда. Если говорить про репертуар, то хотелось бы поработать с текстами современных классиков: Сорокина, Вырыпаева. Планы на ближайшее время — и, кстати, это еще пока нигде не анонсировалось — выпустить премьеру спектакля «Хроники Макбета. Короли подъезда» по пьесе Михаила Волохова, который тоже является одним из классиков новой драмы. Режиссером выступаю я, и, вероятнее всего, это будет последняя премьера шестого сезона.