Гимназии показали на выход
Неудачная реорганизация привела к закрытию гимназии юных исследователей.
В конце года завершается присоединение гимназии юных исследователей к средней школе № 39. Соучредителем гуманитарной гимназии 22 года назад выступал РГУ, до последнего времени в ней преподавали сотрудники университета, учебное заведение гордилось своей творческой атмосферой. Реорганизация могла бы быть выгодной обеим сторонам: гимназии не хватало финансирования, школа нуждалась в усилении образовательных программ и учениках. Формальный подход к процессу со стороны городского Управления образования привел к тому, что школа № 39 осталась без учеников, а гимназия по факту ликвидирована.
С 1992 года в центре города в стенах Дворца творчества детей и молодежи существовал лицей, а затем гимназия юных исследователей, ее соучредителем выступал РГУ. Обучение в 10-х и 11-х классах шло по углубленной гуманитарной программе: в расписании было 2 языка, широкий спектр спецкурсов и дополнительных дисциплин. Школьники каждый год писали исследовательские работы и выступали на конференциях. Гуманитарные предметы вели учителя высшей категории, кандидаты наук, часто по совместительству сотрудники ЮФУ. В 10-е классы дети попадали по конкурсному отбору. Результаты ЕГЭ по профильным предметам в гимназии из года в год были стабильно выше, чем в среднем по Ростову и области.
Татьяна Проворова, управляющая арт-галереи 16th LINE, училась в гимназии с 1993 по 1995 годы. По ее словам, лицей радикально отличался от всего того, что она знала о системе образования до этого:
— Мне казалось, что учеба — это что-то навязанное сверху, совершенно неинтересное. В лицее я поняла, что это интересно, важно и нужно. Я помню необычную атмосферу: было ощущение, что попала в семью.
По ее словам, многие жизненные ценности были «заброшены зернышками» именно тогда:
— Дружба, отношение к себе, семейные ценности даже больше сформировались не дома, а на уроках литературы, когда мы говорили не только о прочитанном, но и о нашем отношении ко всем поднятым вопросам. Встречая кого-то из лицея, я до сих пор чувствую, как они рады мне и как я — им.
— Если бы не было лицея, я не закончил бы с отличием МГУ и не писал бы сейчас докторскую диссертацию по литературе в Швейцарии, — считает выпускник 2003-2005 гг. Азамат Рахимов. — Два года, проведенные в лицее, запомнились как один сплошной праздник, который навсегда останется со мной. У меня сложилось системное представление о значении гуманитарного знания, о непрерывности культуры, о едином историческом процессе. Нам никогда не навязывали «правильной» интерпретации факта или произведения, заставляя постоянно сравнивать различные подходы и вырабатывать собственную аргументированную позицию. Самое главное, чему меня научил лицей, — задавать вопросы и искать ответы.
Доцент кафедры общего и сравнительного языкознания ЮФУ, кандидат филологических наук, научный сотрудник ЮНЦ РАН Наталья Архипенко работала в гимназии юных исследователей почти с самого открытия. Она сказала корреспонденту N, что самое важное — это то, что в гимназии была создана среда, в которой было стыдно плохо учиться:
— На мой взгляд, это и является самым сложным в организации образовательного процесса, необходим сплоченный коллектив единомышленников. Тогда становится решаемой задача превращения среднестатистического школьника в лицеиста, готового воспринимать знания и делающего это с радостью. Такая среда не может существовать без уважительного отношения на равных между учениками и преподавателями, в большой школе это труднореализуемо, она по своей сути авторитарна: слишком много детей, слишком много проблем и задач.
В начале 2014 года Управление образования города решило присоединить гимназию юных исследователей к среднеобразовательной школе № 39, в которой завершался капремонт. К сентябрю объединение произошло только на бумаге: весь педагогический коллектив гимназии уволился, из учеников в школу перешли 7 человек. Согласно постановлению мэра, присоединение гимназии к школе № 39 проводилось «в целях обеспечения эффективности расходов по муниципальным образовательным учреждениям».
Бывший педагог гимназии юных исследователей, попросивший об анонимности, рассказала корреспонденту N, что последние 5 лет перед ними не раз вставал вопрос о реорганизации: одного этажа Дворца творчества не хватало для полноценной работы. В условиях перехода на подушевое финансирование школ в 2013 году (деньги выделяются на каждого школьника, а не в целом на школу) стало не хватать средств на зарплаты.
В ходе переговоров руководству гимназии вроде бы удалось убедить главу городского Управления образования Андрея Кочетова в необходимости сохранения коллектива, директора и учебных программ, но в последний момент все изменилось: у школы № 39 появился новый директор, вопрос о сохранении педагогов и программ повис в воздухе.
— Все наши вопросы наталкивались на снисходительные улыбки и «посмотрим». В конце концов нам предложили перейти на год в школу на полставки, без гарантий сохранения нашего профиля. Мы долго боролись, писали во все инстанции, ходили на приемы к чиновникам, но в конце поняли, что это непробиваемая бюрократическая стена, и решили уволиться в полном составе, — делится педагог, работавшая в гимназии с момента ее открытия. — То, с каким цинизмом прошла эта реорганизация, — крупнейшее разочарование в моей жизни. Они нам прямым текстом так и говорили: нам нужны дети и ваши методические наработки, все (в школе № 39 на тот момент отсутствовали 10-е и 11-е классы. — N).
Замдиректора гимназии по научно-экспериментальной работе и доцент ЮФУ Елена Прищепа подтвердила N сказанное коллегой. По ее мнению, причины произошедшего — «околообразовательные».
Заместитель начальника Управления образования Наталия Симаченко в телефонном разговоре N сказала, что директору гимназии никогда не предлагали возглавить объединенную школу, и отказалась оценить успешность реорганизации учебных заведений, назвав вопрос «провокационным». Сотрудник Управления образования Карина Матлашова пояснила N, что «реорганизация — это объединение двух юридических лиц, а не педколлектива и школьников».
— Это попытка решить проблему по-чиновничьи: можно было попытаться найти другие способы, но есть точное выражение «не заморачиваться», они просто решили не заморачиваться и не ломать голову, — считает Наталья Архипенко.
В ответах на официальные запросы N Управление образования города также отказалось оценить результат реорганизации. Директор школы № 39 Ирина Панина сообщила N, что сейчас школа после длительного перерыва будет обновлять программы и искать свое направление развития, а педагогам гимназии предлагали перейти в школу, исходя из наличия свободных преподавательских ставок.