Европа в «Хармсе»
Французский театр «Корбо а катр пат» решил поговорить с ростовчанами о безнадежности мира языком абсурда.
Главные персонажи разыграли «шахматную партию», выпивая по рюмке водки за каждый ход, потом спели, надев на себя огромную красную бочку, и, наконец, облили себя синей вязкой краской. Фото автора. Спектакль «Хармс» французского коллектива «Корбо а катр пат» вопреки всем условностям прошел не на сцене и даже не в фойе — прямо на улице, на площадке около здания Ростовского молодежного театра. Символическая цена билетов и простое любопытство привлекли на премьеру не только заядлых театралов, но и множество молодых людей из числа гуляющих и зевак.
Больше часа зрители наблюдали перед собой нескольких человек, играющих спектакль в одном нижнем белье. Публика, наверное, смеялась бы, если бы это была пантомима. Но все действия актеры сопровождали эмоциональным декларированием стихов на французском языке под музыкальные импровизации скрипача и виолончелиста.
Когда «Хармс» завершился, раздались аплодисменты, но серьезное выражение лиц у зрителей не поменялось. Понять безумие происходящего не помогли даже отрывки текста, звучавшие на русском языке.
Поэт Евгений Евтушенко называл Даниила Хармса «чародеем абсурда». То, что происходило на площадке, с уверенностью можно было назвать балом абсурда. Эпатаж начался еще до начала действия, когда четыре героя в белых трусах и в белых майках залезли в ванну и принялись медленно раскуривать сигареты и дымить на публику. Далее главные персонажи, роли которых исполнили актеры Луиз Левек и Кантор Бурдо, сначала разыграли «шахматную партию», выпивая по рюмке водки за каждый ход, потом спели, надев на себя огромную красную бочку, станцевали, издавая голосом и телодвижениями непотребные звуки, и, наконец, облили себя синей вязкой краской. Все это под стихи Даниила Хармса — именно они, а также звуковые и музыкальные импровизации, написанные французским коллективом Radix, стали связующей нитью спектакля.
Поклонники поэта-абсурдиста узнали такие его творения, как «Из дома вышел человек», «Жили в Киеве два друга», «Смерть дикого воина», «Гости радостно пируют», рассуждения «О круге» и «Все люди любят деньги» и другие образцы творчества «для взрослых».
— Через спектакль мы стараемся донести то, что трогает нас в стихах Хармса, — пояснила до начала премьеры режиссер Луиз Левек. — Это такая энергия безнадежности и юмор без надежды, сквозящие между строк. Когда читаешь поэзию Хармса, сначала видишь безысходность, затем следующий текст подхватывает тебя новой надеждой. Это как постоянная диаграмма, бесконечная изогнутая линия.
Несмотря на абсурдистскую форму, герои спектакля, очевидно, не безумцы, а рефлексирующие люди, обнажившие собственное отчаяние и впавшие в безысходность от того, что происходит в их перевернутом мире. Они в него не вписываются. Изменить что-то к лучшему они не в состоянии, поэтому их удел — бьющийся в истерике сарказм.
Жизнь Даниила Хармса пришлась на начало ХХ века — время перемен, революций и войн, изменений в обыденной жизни и в человеческих отношениях. По словам участников коллектива «Корбо а катр пат», глобальные сдвиги того времени и весь его абсурд, который не укладывается в голове, удивительно созвучны сегодняшним европейским реалиям. Именно поэтому театр и решился обратиться к творчеству Хармса и создать подобную постановку.
— Во Франции сейчас очень любят Хармса, — рассказала Луиз Левек. — Нас интересовал не столько сам текст, сколько характер этого человека и его отношение к написанию стихов, а также все трудности жизни того времени, когда он жил в России. Для современного поколения французов и европейцев это созвучно, они родились в параллельном контексте. Сегодня это проблемы безработицы, неопределенности, кризиса и постоянного ощущения, что мир скоро кончится.