Эстетика промзоны
В художественной галерее «Ростов» начала работу выставка «Ростов. Труд. Время». Впервые за долгое время в ростовском выставочном пространстве собраны картины, созданные в основном в 1960-80-х годах и повествующие о красоте, мощи и футуристичности мира заводов и фабрик.
Куратор галереи «Ростов» Ирина Ровер призналась корреспонденту N, что влюблена в индустриальные пейзажи:
— Я большая поклонница романа Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» и считаю, что только благодаря индустриализации существует наше время. Вся цифровизация стоит ногами на плечах индастриала. Такие выставки должны быть — мы должны помнить о таких громадных объектах, как краны, дороги, мосты.
Помимо мощи и величественности производственных объектов г-жа Ровер отмечает их красоту и непостижимость для простого наблюдателя.
— Это параллельная вселенная, — говорит она.
Следуя этой логике, куратор отобрала восхитительные работы Виталия Коробова конца 1960-х, на которых люди и машины сливаются в единый механизм, становятся частью производственной абстракции — вне зависимости от того, как вы относитесь к идее изображения промпроизводства на холсте, эти картины просто красивы.
Другая привлекательная группа работ — индустриальные пейзажи: корабли в порту, вид на ростовскую набережную и мост из 1960-х, миниатюра с разгрузкой баржи — все это выглядит и живо, и свежо для глаза зрителя, который за последние десятилетия мог подустать от донских пейзажей, прочно обосновавшихся в ростовских галереях. Вы отдаете себе отчет, что заглядываете в прошлое, вы даже, возможно, это прошлое еще застали. Но эстетика за последние десятилетия поменялась настолько, что, глядя на пейзаж с элеватором, вы неожиданно для себя обнаруживаете в нем совершенно новые черты. Этот пейзаж оказываются одновременно и о прошлом, и о мечте, о будущем, которое не случилось, но, возможно, когда-нибудь все-таки произойдет.
По меткому выражению Светланы Крузе, директора Ростовского музея изобразительных искусств, на выставке представлен «не голый соцреализм 1960-1970-х, который никому уже не интересен, а то, что выходит за его границы». Действительно, экспозиция посвящена не столько трудовому подвигу советского человека, сколько красоте, мощи, футуристичности мира завода и фабрик. Дополнительный и горький смысл экспозиции добавляют работы современных авторов. В основном это портреты простых, угрюмых работяг за работой или во время отдыха. По мнению Ирины Ровер, эти работы «не менее прекрасные, но более жесткие, провокационные». Корреспондент N в первую очередь отмечает их депрессивность и фатализм.
Выставка продлится до 21 июля.