Дело не в Коране
На малой сцене Молодежного театра состоялась премьера сентиментальной комедии «Господин Ибрагим».
Главный режиссер Ростовского областного академического молодежного театра (РОАМТ) Михаил Заец представил сценическую версию повести Эрика-Эммануэля Шмитта «Господин Ибрагим и цветы Корана» — истории об отношениях разных религий и людей, о простых радостях и вселенской мудрости. Четырех актеров и одной центральной декорации вполне хватило, чтобы раскрыть произведение. Спектакль удачно «прописали» именно на малой сцене театра, где было одинаково уютно и актерам, и публике, которая тоже смогла принять участие в происходящем. «В одиннадцать лет я разбил свою свинью и отправился к проституткам», — так начинается история Моисея, или просто Момо, — подростка из еврейского квартала Парижа, брошенного матерью и не любимого отцом. Он обманывает родителя, тратит деньги на жриц любви с Райской улицы и совершенно не представляет, что мир вокруг него поистине прекрасен. Момо по-настоящему вкушает жизнь лишь благодаря Господину Ибрагиму — пожилому бакалейщику-мусульманину, живущему по-соседству. Проводя с ним все больше времени, юноша убеждается, что знания содержатся отнюдь не в книгах, как твердил отец, а истинная любовь к папе — пусть и не родному — совсем не миф.
Повесть «Господин Ибрагим и цветы Корана», написанную французским автором Эриком-Эммануэлем Шмиттом в 1999 году, ставили на разных сценах мира и экранизировали, отдав роль мудрого мусульманина Омару Шарифу. В нынешнем театральном сезоне главный режиссер РОАМТа Михаил Заец представил свою версию истории на ростовской сцене.
— Жанр сентиментальной комедии предполагает, что мы о чем-то грустим. Чаще всего — о прошлом, которое не вернуть. Но прелесть в том, что даже страшные истории через время можно рассказывать с улыбкой, — объяснил режиссер определение жанра корреспонденту N. — Выбирая этот материал для постановки в Ростове, я дал прочитать повесть некоторым артистам. Они загорелись идеей сыграть в таком спектакле. А желание артистов — это уже 50% успеха.
По словам Михаила Заеца, постановка заняла около 3 недель, что «очень мало для такого спектакля — с глубинными переживаниями и мизансценами». Роли между собой поделил квартет актеров Молодежного театра. Центральный образ достался Евгению Овчинникову, играющему и в других постановках Михаила Заеца — Вакулу («Вечера на хуторе близ Диканьки») и Пелымова («Гусары, вперед!»). В Господина Ибрагима превратился Николай Ханжаров, отцом Момо стал Александр Семикопенко. Ему, а также Валерии Исквориной режиссер доверил исполнение по схеме «три в одном». Александр Семикопенко вначале — отец главного героя, затем — полицейский, извещающий мальчика о его смерти, и, наконец, торговец в автосалоне. Валерия Искворина — первая из проституток Момо, далее она перевоплощается в Бриджит Бордо, а после — в мать героя, стремящуюся вернуть расположение сына. События разворачиваются вокруг главной декорации — раскрытого чемодана, одна из половин которого — стеллажи бакалейной лавки, а другая — полки книжного шкафа в доме мальчика. Чтобы перенестись с периферийной улочки в центр Парижа героям достаточно развернуть полотно с изображением карты города, обрамленное изящной бахромой.
За сценографию постановки отвечал Александр Литвинов, лаконичные костюмы героев создала художница Дарья Мозгунова. Особенностью спектакля стало то, что в основе не драматический материал, а повесть. Кроме того, участниками событий становятся и некоторые из зрителей. Кому-то Момо дает подержать свою копилку, у кого-то живо интересуется, который час. А Господин Ибрагим просто выходит посидеть между рядами с задумчивой улыбкой на лице и домино в руках. Такой интерактив, а также искренность и простота повествования делают «Господина Ибрагима» постановкой для самых разных зрителей.
— Безусловно, это не детская сказка. Но дети лет с одиннадцати вполне могут приходить с родителями на эту историю, — считает Михаил Заец. — Не с классом, когда интереснее всего, кто кого дернет за косичку, а так, чтобы присутствовала внутренняя собранность. Мне кажется, это спектакль для семейного просмотра.