«Через 3–4 года будет не стыдно за деньги показывать»
25 октября Александр Водяник был назначен директором Ботанического сада ЮФУ. Этот пост он займет уже во второй раз: первый срок пришелся на 2005–2006 гг. Старый новый директор одного из самых проблемных объектов ЮФУ считает единственно верным решением вывод объекта на самофинансирование. При этом он признается, что зарабатывать, продавая входные билеты, можно будет не раньше чем через 3–4 года: столько времени необходимо, чтобы «легкие города» стало не стыдно показывать за деньги.
N: — Как вы оцениваете работу предпринимателя Игоря Бондарева, руководившего Ботсадом в последнее время?
А.В.: — Мне жаль, что он ушел. Это был хороший управленец, и проблема заключалась не в нем, а в научном окружении, стремящемся не к переменам, а, скорее, наоборот. Сейчас моя главная задача — сформировать команду. Нужны архитекторы, которым ясны функциональные принципы территориального развития больших участков земли. Необходимы социологи и психологи, чтобы выстраивать экспозиционный ряд и маршруты исходя из предпочтений разных групп посетителей. Интересно должно быть и домохозяйке, и бизнесмену. Кстати, мы с Игорем Бондаревым разработали «Положение о Ботсаде», в котором предусмотрена работа научно-методического совета. В него в числе прочих должны входить и представители бизнес-структур города и области. К сожалению, пока совет не работает.
N: — Какие проблемы вы планируете решать в первую очередь?
А.В.: — Обязательно надо привести в порядок около 50 объектов, восстановить и возродить необходимые Ботсаду экспозиции, например сиренгарий — коллекцию сирени, которая в советское время была одной из крупнейших в СССР. Одна из основных проблем — состояние тропической оранжереи. Причем решение есть, его подсказал директор Иркутского ботсада. В мороз просто нужно накрыть теплицу пленкой. Ее площадь — 500 кв. м, высота — 26 метров. Чтобы закупить полиэтиленовую пленку в достаточном количестве, нужно 400–500 тыс. руб. Это примерно 12-я часть годового бюджета сада, в последние годы он неизменен — 6–7 млн руб.
Еще одна проблема — свалки. Чтобы убрать весь мусор, нужно не много времени, максимум неделя. Но только в случае если техника исправна. А у нас она на 100% вышла из строя. По моему опыту 2006 года, ее восстановление займет 2–3 месяца.
N: — Будет ли привлекаться бизнес к развитию территории?
А.В.: — Безусловно, и я очень надеюсь, что внимание региональных властей будет способствовать привлечению предпринимателей. Область, например, дала поручение подготовить проектно-сметную документацию для строительства новой оранжереи. Сейчас областные и городские власти ищут пути решения проблемы межбюджетных отношений (Ботанический сад ЮФУ является федеральным объектом и финансируется по линии Министерства образования. — N). Обсуждается и возможность создания некоммерческого партнерства, где в качестве соучредителя может выступать местный бизнес. На недавних встречах с предпринимателями интерес к Ботсаду проявили представители сразу 4 банков, в том числе — крупный местный.
Бизнесу мы готовы предлагать поучаствовать и в реализации конкретных проектов, например в создании парка из миниатюрных растений на площади от 1,5 до 4 тыс. кв. м. Жители городов, где есть такие парки, специально приходят посмотреть на эти объекты. Стоимость реализации подобного проекта — от 20 млн руб. до 30 млн долларов.
N: — За счет чего сам Ботсад может генерировать прибыль?
А.В.: — Как это ни странно, мировой, да и российский опыт показывает, что основная статья доходов — продажа сувениров, сделанных в саду. Например, в Миссурийском ботаническом саду эта деятельность приносит около 300 тыс. долларов ежегодно. Доход обеспечивает и продажа входных билетов. Это нормально, когда сад выступает как театр растений. Люди ведь не сомневаются, что нужно оплачивать вход в зоопарк. Но в нашем случае приведение сада в порядок до уровня, когда его будет не стыдно показывать за деньги, займет 3–4 года. Например, по общепринятым стандартам в коллекции Ботсада должно быть 15 тыс. таксонов (групп растений. — N), а у нас, по разным данным, от 2 до 4 тыс.
Кроме того, чтобы сад жил и генерировал доход, он должен стать событийным реактором. Необходимо проводить 1–2 мероприятия еженедельно. В Твери, например, проводят праздник хризантем, на который приходит весь город. В Москве в летнее время в Ботсаду проходят концерты классической музыки. Общемировая практика — проводить в розариях ботсадов выездные регистрации браков. То есть в основе — принцип экономики внимания и создания интереса, за которые человек будет готов платить.