Cеляне поедут по платной трассе почти даром
29 ноября было подписано беспрецедентное соглашение о снижении стоимости проезда на платном участке трассы М-4 в 100 раз для жителей окрестных населенных пунктов. Легковушки местных будут пересекать участок за 50 копеек, их микроавтобусы и грузовики — за 75 копеек.
Героями подписания соглашения стали представители инициативной группы и сам Сергей Кельбах (в центре). Фото автора. Еще весной, когда на трассе М-4 южнее Батайска началось возведение пункта взимания оплаты, жители населенных пунктов, расположенных в непосредственной близости от федеральной автодороги, забили тревогу. Распоряжение Правительства РФ № 1765-р от 17 августа расставило последние точки над i — платной дороге быть. Альтернативным бесплатным маршрутом еще в 2014 году официально объявили дорогу через Азов и далее по узкой дороге, пересекающей множество поселков. До областного центра жителям села Самарского придется ехать вместо 35 км 70, жителям Новобатайска — вместо 45 — 90 км. Стихийно образовавшиеся в разных поселках группы активистов к сентябрю оформились в многочисленную и, как выяснилось, влиятельную инициативную группу. Они обратились с требованиями и петициями к властям всех уровней — от глав муниципальных образований до губернатора и президента, а также в прокуратуру. В какой-то момент даже прозвучали идеи о перекрытии трассы М-4, чтобы весь транспортный поток перенаправить по альтернативному пути и наглядно продемонстрировать недоработки. В официальной инициативной группе такие методы не одобрили, но известно, что переговоры с радикально настроенными жителями имели место. Дальнейшие события развивались стремительно. В село Самарское несколько раз лично приезжал глава компании «Автодор» Сергей Кельбах. Первой уступкой стало предложение приобрести устройства для безостановочного проезда пункта взимания оплаты — транспордеры — по цене один рубль. Это устройство дает скидку в 20% от обычной цены и работает на всех автодоровских участках. Затем местным жителям предложили особую цену — 30 рублей вместо 50, потом 15. Жители настойчиво предлагали руководству компании в полном составе прокатиться по бесплатным участкам и лично оценить их «альтернативность» федеральной трассе. Не сообщалось, в каких именно населенных пунктах побывал Сергей Кельбах, но в итоге уже на подписании соглашения «Об определении основных направлений взаимодействия в целях защиты прав местных жителей, проживающих в муниципальных и сельских поселениях Ростовской области, находящихся в зоне тяготения платного участка автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска с 1091-го по 1119-й км» он рассказал, что считает альтернативные маршруты неудовлетворительными: — Как таковая альтернатива, которая определена распоряжением правительства, несмотря на то что по расстоянию соответствует нормативам, с точки зрения пропускной способности крайне слабая. Самый главный аргумент, который заставил сесть за стол переговоров, — это то, что жители населенных пунктов привыкли годами, десятилетиями ездить самым коротким путем. И когда вдруг дорога становится платной, и мы говорим: «Все, по этой дороге вы больше ездить не будете, езжайте вокруг, законом определено», то, на самом деле, с социальной точки зрения это не очень правильно. Когда внимательно ознакомились с требованиями, стало понятно, что проезжают далеко не весь участок, а только маленькую часть, и это потребовало переосмысления подходов. Поэтому я оказался здесь, услышал, мы сделали дорожную карту, рассмотрели маршрут из каждого населенного пункта. Действительно, для некоторых населенных пунктов платный участок стал «навязанной услугой». Жителям Суходольска, расположенного в двух километрах от пропускных ворот, оплаты не избежать: выезд на М-4 — единственная дорога за пределы населенного пункта. Поселок Койсуг и вовсе не попал на платный отрезок, однако на трассе нет технической возможности организовать левый поворот для выезжающих в сторону Ростова. Поэтому для поездки в областной центр придется повернуть в сторону Краснодара, оплатить пересечение пункта взимания оплаты, затем, через два километра, развернуться и вновь оплатить проезд через тот же пункт. Инициативная группа добилась фиксации в соглашении стоимости в 50 копеек для мотоциклов и легковых авто, микроавтобусы и грузовички до 3,5 тонн проедут за 75 копеек. Уникальность соглашения еще и в том, что для жителей и тех, у кого в «области тяготения» есть недвижимость или проживают близкие родственники, установлена не плата за проезд по платному участку, а плата за пересечение пункта взимания оплаты. «Автодор» аргументирует отказ от полностью бесплатного проезда тем, что «введение нулевого тарифа нарушит работу программного комплекса по всей стране». Технически льгота будет доступна при использовании специальных транспордеров, «привязанных» к данным владельца. При установке устройства на чужой авто устройство обещают блокировать. Споры вокруг будущего соглашения разгорелись жаркие и продолжались даже в день подписания. Из-за неточности общедоступных карт в список льготников не включили несколько малых населенных пунктов, и их в последний момент буквально «на коленке» дописывали и согласовывали с Сергеем Кельбахом. Подписавшие соглашение от лица жителей главы администраций Кагальницкого и Азовского районов на встрече держались настороженно и несколько в стороне, а героями дня стали представители инициативной группы и сам Сергей Кельбах, которые неоднократно подчеркивали, что совместная работа их буквально сдружила. Взаимные уверения в дружбе и взаимопонимании в очередной раз дали повод противникам соглашения заподозрить инициативную группу в сговоре с руководством «Автодора». На этапе финальных согласований, когда пункты соглашения принимались открытыми сходами граждан, появилась «альтернативная инициативная группа», члены которой намерены настаивать на полной отмене оплаты за участок трассы. Главным аргументом они называют несоответствие «альтернативного пути» по качеству. Судя по выступлению главы «Автодора», эти жалобы тоже услышаны: — Существующая сеть подлежит очень серьезной доработке… Федеральные, региональные и муниципальные дороги должны быть приведены в нормативное состояние, чтобы было удобно, комфортно, безопасно и быстро. До пуска платного участка остается несколько дней. Местные жители уверяют, что достигнутым соглашением «пока довольны». Руководитель инициативной группы Валентин Гоголь рассказал, что активисты проконтролируют соблюдение достигнутых договоренностей, а также займутся проблемой свалки на границе Кагальницкого и Азовского районов, уже много лет вызывающей жалобы населения.