«Билеты на некоторые спектакли раскуплены на месяцы вперед»
Частный театр «Линии» не только активно возрождает театральную жизнь в «Макаронке», одной из наиболее ярких площадок независимого искусства в Ростове, но и уже успел попасть в лонг-лист «Золотой маски». Ростовский предприниматель Сергей Зуев говорит, что финансирует этот проект не ради денег, но, управляя им, использует все навыки, умения и бизнес-модели, которыми владеет.
Театр «Линии» открылся в Ростове-на-Дону, в здании бывшей макаронной фабрики на 18-й Линии, в феврале 2023 года. Директор «Линий» Сергей Зуев говорит, что название театра отражает его мультижанровую концепцию: «есть линии — их много». В конце 2023 года поставленная театром опера «Это любовь» была внесена экспертами в лонг-лист российской национальной премии «Золотая маска». В этом году «Линии» планируют минимум три премьеры. В театре очень хотят ввести в репертуар детский спектакль.
N: ― Ожидали ли вы, что опера «Это любовь» попадет в лонг-лист премии «Золотая маска»? Как отреагировали в театре на эту новость?
С.З.: ― Вообще, «Золотая маска» — самая уважаемая и престижная премия в сфере театрального искусства в России. Попасть в ее списки — очень почетно не только для самого театра, но и для города в целом. В прошлом сезоне было подано больше тысячи заявок со всей страны, и наш спектакль вошел в лонг-лист в категории «Один из самых заметных спектаклей сезона». Конечно, мы были очень горды и рады этому, ведь приятно, что такой маленький независимый театр, вписанный в контекст макаронной фабрики, стал одним из двух театров в Ростове, которые вошли в лонг-лист знаменитой премии.
N: ― Кто работал над постановкой?
С.З.: ― Спектакль поставлен по пьесе Виктории Бабкиной «Туз кубков — это любовь», она же выступила и продюсером постановки. Совместно с Денисом Третьяковым она написала либретто. Конкретно Денису принадлежат тексты хоров и арий. Музыку к спектаклю написали Денис Третьяков и Евгений Морозов. Постановщик оперы — Герман Греков, куратор — Юрий Муравицкий. Аранжировка композитора Антона Светличного, его ансамбль InEnsemble исполняет оперу на сцене вживую.
N: ― Как проходила подготовка к опере? Во сколько обошлась постановка?
С.З.: ― На самом деле подготовка к этой постановке началась еще до пандемии, в стенах «Театра 18+», когда режиссер Юрий Муравицкий провел кастинг двух составов актеров для работы над спектаклем. Но жизнь внесла в эти планы свои коррективы, и проект был заморожен. Однако все люди, вовлеченные в него, не теряли надежды, что спектакль увидит свет. И задуманное удалось осуществить уже силами новой команды в креативном пространстве «D30».
Мы ставили оперу под открытым небом во внутреннем дворике. Премьера состоялась 25 августа 2022 года, еще до открытия театра «Линии». Это был наш первый спектакль такого масштаба (зрительный «зал» вместил 85 человек), поэтому для его запуска было приобретено большое количество музыкального и светового оборудования, смонтирована сцена, закуплены стулья. На тот момент вложения были значительными. Однако сейчас уже есть постановки, которые превзошли бюджет оперы. Самый наш дорогой спектакль обошелся в 1,5 миллиона рублей.
N: ― Расскажите немного о вашем основном бизнесе.
С.З.: ― Образование у меня высшее экономическое. Я заканчивал РГЭУ РИНХ по специализации «логист». С 2007 года занимаюсь предпринимательством. У меня свой оптовый бизнес, связанный со стройматериалами. С 2007 по 2014 год мы занимались поставками импортного цемента, который производили в Турции. На российском рынке тогда как раз был дефицит строительных материалов. Мы организовали отдел продаж и доставку по всей России. В 2014 году турецкого цемента не стало, тогда мы начали заниматься отечественным аналогом. Такой у меня основной доход.
N: ― Помимо театра вы еще совладелец креативного пространства «D30» на ул. Донской, 30.
С.З.: ― Да. С 2019 года я — директор и совладелец «D30». Мы с партнерами приобрели в собственность историческое здание на Донской улице, очистили и разобрали его почти до самого остова, а потом бережно восстановили, максимально сохранив его архитектурный облик. Когда определяли специализацию нового пространства, сделали ставку на представителей креативных индустрий. Один из них — Театральная студия Ханжарова. Мы сдали им помещение на третьем этаже. На другом этаже — школа диджеев Tochka.DJ. Так у нас образовались театральный и музыкальный блоки. Среди арендаторов также ― изготовители одежды и украшений ручной работы. Оставшиеся кабинеты делят дизайнеры, есть ресторан китайской кухни и магазин винила. Получился своеобразный дворец культуры.
N: ― А как театр появился в вашей жизни и почему решили вкладывать деньги в такое не слишком прибыльное, возможно, дело?
С.З.: ― Я скорее меломан, чем театрал. Возможно, сам бы я вовсе не проникся этим видом искусства, попав пару раз в детстве на не самые вдохновляющие постановки. Но, к счастью, у меня была сестра, которая училась в специальном театральном классе. Она всегда с большим энтузиазмом посвящала меня в специфику закулисья. А потом в моей жизни появилась моя супруга Екатерина, которая убеждала меня вновь и вновь распробовать театр на вкус. И наконец я научился видеть и понимать его, находить особое вдохновение в некоторых театральных постановках. В свое время, когда в Ростове появился «Театр 18+», он стал настоящим открытием для многих. Оказалось, что театр может быть другим — смелым, неоднозначным, современным и при этом независимым. Мне всегда нравилась атмосфера этой старинной фабрики на нахичеванских линиях, количество искусства на квадратный метр здесь всегда зашкаливало. На тот момент я, конечно, и подумать не мог, что когда-то я сам буду руководить новым театром в этих стенах.
Для меня театр, безусловно, это не про бизнес. Да, мы применили здесь все навыки, умения и бизнес-модели, которыми владели. Однако это история, скорее, про отдохновение, про вклад в культурный код любимого города, про своего рода служение людям искусства, которыми я искренне восхищаюсь и миссия которых — творить, не отвлекаясь на решение финансового и технического обеспечения функционирования театра.
N: ― Как создавались «Линии»?
С.З.: ― Они скорее стали естественным процессом эволюции нашего театрального проекта в креативном пространстве «D30». Первым спектаклем на Донской стал «Морфий», который поставили мои друзья, актеры Александр Гайдаржи и Андрей Бахарев. Спектакль оказался очень успешным. Мы не выкладывали афиш и информационных материалов, люди узнавали о спектакле через сарафанное радио. И небольшой зал на 30-35 человек был все время полон. Вдохновленные таким успехом, мы создали второй проект — гастрономический спектакль «Гамлет» режиссера Германа Грекова. Дальше появились «Слепые», «Сосед» и, наконец, опера «Это любовь». И на этом этапе стало понятно, что наш театральный проект уже не помещается в стенах «D30». Он собрал вокруг себя целую команду энтузиастов самых различных специальностей, готовых вкладываться эмоционально и профессионально в дальнейшее развитие театра. И именно в этот момент нам поступило предложение взять в аренду помещение на 18-й Линии. Конечно мы согласились, и так началась история театра «Линии».
N: ― Кто придумал название? Оно связано только с названием улицы или есть и другой подтекст?
С.З.: ― Было много вариантов названия. Одна из версий — театр «Своя линия», потом просто «Линии». Название интересно тем, что есть линии — их много, а есть театр одной линии, например, сюжетной. Название улицы тоже сыграло роль. Нам показалось, что само по себе слово «линия» звучит очень многозначно и театрально. Поэтому мы остановились на этом названии. Были еще варианты «Все театр» и «D30».
N: ― Насколько успешна работа театра на данный момент? Способствует ли выбранный курс на мультижанровость и современное искусство привлечению публики?
С.З.: ― У нас очень хорошие зрители. Это люди, которые готовы к новым жанрам и экспериментам. Наш театр мультижанровый, у нас все спектакли очень разные, и всегда зрители уходят под впечатлением. Думаю, что продажи и рейтинги спектаклей могут служить неким объективным мерилом успешности театра «Линии». Билеты на некоторые спектакли раскуплены на месяцы вперед. Уверен, что наш театр нужен и интересен зрителю.
N: ― Сколько сотрудников сейчас в «Линиях»?
С.З.: ― В проекте задействованы более 50 человек: режиссеры, актеры, технические работники, музыканты. К сожалению, на данном этапе мы не можем себе позволить содержать собственную труппу. Но такие планы существуют.
N: ― Сколько спектаклей в репертуаре?
С.З.: ― 16 спектаклей. Только за первый год было выпущено четыре премьеры: «Хармс», «Та самая книга», «Эйлин. Тревожное расстройство» и наша новая работа «Академия смеха».
N: ― Во время моего посещения театра на предпоследнем показе оперы «Это любовь» был аншлаг. Некоторым гостям не хватило места в зале и пришлось ставить дополнительные стулья в проходе и перед сценой. Насколько мне известно, зрительный зал вмещает 81 человека, есть ли в планах расширение театра? Хотели бы увеличить зал или открыть новое здание?
С.З.: ― Вместимость зала, безусловно, ограничена толстыми стенами старинного здания макаронной фабрики. Мы никак не можем сделать из 80 мест 180, даже если есть такой спрос. На данный момент мы даем более 20 спектаклей в месяц. Скорее я бы задумался о возможности открытия еще одного театра в другом историческом здании нашего города.
N: ― Ваши творческие и бизнес-планы на 2024 год?
С.З.: ― Мы планируем минимум три премьеры с привлечением сторонних, не ростовских режиссеров. Это помимо работ наших постоянных режиссеров-постановщиков. Обязательно хотим ввести в репертуар детский спектакль. Будем плотно думать над возможностью привлечь некоторых актеров к работе в театре на постоянной, а не проектной основе. Продолжим подавать заявки на гранты и сотрудничать с творческими людьми Ростова. В техническом плане — закончим оформление фойе, планируем частичную замену коммуникаций, чтобы обеспечить более комфортное нахождение в стенах театра.
Справка
Камерная опера «Это любовь» показывает Ростов в новом свете, как город, наполненный магией. Создается новый миф о мистическом городе в противовес уже сложившемуся образу криминального. В основе сюжета — история любви психотерапевта Леши из Ростова и молодой москвички Насти. Главная особенность постановки — необычное сочетание бытового мелодраматичного сюжета, стихотворной формы и темы любовной магии. В опере «Это любовь» происходит смешение разговорного языка и высокого жанра — оперы, сочетание рок-арий и сложной академической музыки.