г. Ростов-на-Дону
16 сентября 2025 18:03:28
83.07
97.45

Антиутопия Оруэлла языком пластики

Студия пластического движения «32» Таганрогского кампуса ЮФУ в рамках проекта «Экспериментальная площадка» Молодежного театра представила ростовчанам спектакль режиссера Марии Дрень «Р.О.У.П.» по мотивам антиутопических произведений Джорджа Оруэлла. Не прибегая к речи и пользуясь лишь пластическими приемами и жестами, молодые люди рассказали зрителям Молодежного театра о любви на фоне тотальной несвободы.

Герои спектакля — люди-куклы, подчиненные твердой руке деспота. Казарменный строй и железная дисциплина не позволяют им действовать поодиночке. Все они носят одинаковую одежду, а их движения совсем не похожи на человеческие. Каждый из них — деталь единого механизма, связанная с другими одной веревкой, порвать которую — означает быть изгнанным и лишиться всего. Название спектакля — «Р.О.У.П.» и переводится с английского как «веревка». «Р.О.У.П.» — это бэкроним марксистской партии POUM, существовавшей в Испании в 1930-х годах, с которой тесно связана судьба самого Джорджа Оруэлла. При тоталитарном режиме люди не только теряют человеческое лицо и уподобляются зверям, как герои повести «Скотный двор», но и чувства этих существ становятся рабскими. Поэтому любовь между мужчиной и женщиной при таком строе обречена на страдания и несчастья. Единственный шанс спасти сокровенное чувство — вырваться на свободу. За весь спектакль актеры не произносят ни одного слова — весь смысл передается движениями тел.
   Больше всего «Р.О.У.П.» поражает общегрупповыми композициями. Опутанные веревкой люди напоминают то паутину с насекомыми, то рыбацкую сеть с пойманными дельфинами, пытающимися вырваться из ловушки. Выполняются сложнейшие стойки и поддержки, из «живых кирпичиков» строятся пирамиды и возводятся монументы режиму — все очень четко, как работа часового механизма. Несмотря на сложные упражнения, никто из актеров не забывает о мимике. По лицам легко читаются страх и угнетение. Неоклассическая музыка со звуками фортепьяно и легкого шейка и постепенно нарастающим уровнем тревожности не дает забывать о сюжете и надвигающейся угрозе. В результате любовь не может оставаться в системе: влюбленные вырываются из нее, выбегая прямо в зрительный зал.

По смысловой подаче «Р.О.У.П.» гораздо шире тех временных рамок, в которых были написаны произведения Оруэлла. В спектакле происходящее невольно соотносится и с современностью, когда веревка превращается в символ отношений между людьми посредством денег, делающих их зависимыми элементами одной сети. «Р.О.У.П.» — это не просто послесловие к рухнувшему советскому строю и не вердикт существующим диктаторским режимам, это тема выбора между свободой и несвободой, которая не теряет своей актуальности.

Просмотров: 9746

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В городе
Антиутопия Оруэлла языком пластики
Мастер авторской миниатюры Ольга Криничная сшила первую игрушку в детстве, а через несколько лет поняла, что остановиться уже невозможно. Хотя игрушки из ее мастерской WoolyWonders разъехались по миру, а число подписчиков измеряется тысячами, она уверена, что бизнесом ее увлечение никогда не станет.
В городе
Антиутопия Оруэлла языком пластики
27 и 28 сентября в ростовском парке им. Октябрьской Революции пройдет X городской фестиваль «Меч Дона». В этом году мероприятие получило поддержку Президентского фонда культурных инициатив и пройдет в расширенном формате «Фестиваля ратных традиций защиты Отечества», объединяющего эстетику средневековой культуры и турниры по историческим средневековым боям.
В городе
Антиутопия Оруэлла языком пластики
Вечером 13 и 27 сентября в зимнем саду Донской государственной публичной библиотеки представят постановку «Анна Каренина» в жанре сайт-специфик театр с открытой дискуссией.
В городе
Антиутопия Оруэлла языком пластики
В Ростовском областном музее изобразительных искусств открылась выставка «Мальчик с маской», посвященная творчеству таганрогского художника Леонида Стуканова (1947-1998).

Для удобства работы с сайтом мы используем Cookies, оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения.