г. Ростов-на-Дону
17 Февраля 2020 01:30:51

Прививка австрийского стиля

В Ростовском музыкальном театре поставили оперетту Франца Легара «Паганини».
Прививка австрийского стиля

На сегодняшний день романтическая оперетта «Паганини», с успехом идущая на европейских сценах и украшавшая некогда репертуар Ростовского театра музыкальной комедии, не представлена ни в одной российской афише. Специально для премьеры из Москвы были приглашены режиссер-постановщик Георгий Исаакян и хореограф-постановщик Юрий Пузаков, а также художник Хартмут Шоргхофер, прибывший из Австрии. Для создания оперетты у австрийского издательства были приобретены права на партитуру и оркестровые голоса, а также проведена масштабная литературная редакция пьесы. — Пьеса запутанная, и ее дебри надо было слегка разгрести, — рассказал перед премьерой идейный вдохновитель спектакля дирижер-постановщик Андрей Аниханов. — Оперетта — один из тех жанров, который обладает свойствами обрастать какими-то подробностями переводчиков или толкователей. Были найдены два варианта перевода, непохожих друг на друга. Мы привели их к некоему общему знаменателю, сохранив главную сюжетную линию оригинального либретто, выровняв стилистику комической линии, убрав американизмы и причесанную советскую риторику.

В основе сюжета оперетты лежит известный исторический факт — это любовные отношения, сложившиеся между молодым Никколо Паганини и сестрой Наполеона княгиней Анной Элизой Бонапарт. Музыкант, приехавший с концертом в тосканский город Лукку, очаровывает княгиню своим талантом. Вспыхнувшее чувство заставляет молодого скрипача задержаться в поместье Элизы в качестве «придворного виртуоза».

В отличие от предыдущих прочтений в рос­товском варианте «Паганини» усилена роль второстепенных комических персонажей. Однако комическое в спектакле не заслонило личность гениального музыканта, для которого творчество оказалось важнее любви.

Важная особенность премьеры — музыкальное решение. В партитуру Легара были включены произведения Керубини и Моцарта, которые зрители могут услышать во время сцены придворного концерта. Создатели посчитали необходимым, чтобы в спектакле звучали композиции и самого Паганини. Музыка великого итальянского скрипача вставлена в спектакль фрагментарно, благодаря чему не теряется смысл действия. Можно сказать, что в постановке задействовано два Никколо. Один из них играет главную роль на сцене, другой вдохновенно исполняет соло на скрипке, возвышаясь над оркестровой ямой. 27-летний скрипач Айлен Притчин, лауреат многочисленных международных конкурсов, был специально приглашен для премьерного показа «Паганини». В финале премьеры Притчин все-таки оказался на сцене вместе с оркестром, где исполнил одну из виртуозных композиций великого музыканта.

Для Музыкального театра «Паганини» стал и технологическим вызовом. Необычна декорация парящего в воздухе дворца. Сцена расположена под углом и наклонена в сторону зрительного зала, что дает ощущение воздушности.

— Для меня эта премьера вдвойне значима, — рассказал журналистам режиссер-поста­новщик, заслуженный деятель искусств России Георгий Исаакян. — Любовь к оперетте мне прививали еще в ГИТИСе. Сейчас я уже в роли профессора третирую своих студентов именно этим жанром, хотя им, конечно, больше хочется заниматься мюзиклами. Второй трогательный момент — я сам когда-то был юным скрипачом и больше всего мечтал победить на конкурсе Паганини, чтобы получить шанс сыграть на великой скрипке «Вдова Паганини». Эта премьера — пересечение двух очень важных историй моей жизни, двух культур и прививка австрийского стиля.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В городе
image
31 января в Marins park Hotel прошел финальный день премии «Искра Юга 2019», на котором жюри определило победителей главное медиапремии Юга.
В городе
image
На минувшей неделе на арене Ростовского государственного цирка журналисты посмотрели генеральную репетицию шоу «Аливрувер», показы которого широкой публике стартовали 1 февраля.
В городе
«Театр 18+» целый месяц проводит фестиваль перфомансов «Февраль+». Организаторы полагают, как и сто лет назад, в прекрасных 1920-х, «эпохе расцвета модерна — футуризма, сюрреализма, многочисленных эзотерических сообществ, художественных и театральных экспериментов, новые двадцатые впишут нашу жизнь в иной культурный код». «Февраль+» — это попытка показать зрителю контуры новой, только проступающей художественной реальности.
В городе
5 февраля в Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской (МСИИД) откроется персональная выставка Марии Хардиковой «Странные музы».