г. Ростов-на-Дону
25 Февраля 2020 02:23:43

Чудеса в больничных палатах

В детских отделениях ростовских больниц пациентов начали развлекать клоуны. Константин Седов оставил профессию юриста и стал первым в России человеком, развивающим новое направление реабилитации тяжелобольных детей смехом. Больничная клоунада существует в мире уже три десятка лет. С подачи Доктора Кости за 6 лет она стала частью жизни не только больниц Москвы, но и ряда других городов. В Ростове 9 актеров Молодежного театра после полугодового обучения уже начали выступать в детских отделениях онкологии и онкогематологии. На прошлой неделе первый российский больничный клоун Константин Седов побывал в Ростове и оценил работу коллег.
Чудеса в больничных палатах

N: — В Европе и Америке больничная клоунада известна уже почти 30 лет. В России она стала развиваться с вашей подачи недавно. Как вы к этому пришли?

К.С.: — Я параллельно учился на юриста в Высшей школе экономики и на актера в студии при ВГИКе. Сначала я выбрал основной юридическую специальность, но потом понял, что это не мое и мне надо работать с людьми, а лучше с детьми. В театре мне нравились больше всего клоунские номера, поэтому, когда друг позвал меня выступить при храме Российской детской клинической больницы в этом образе, я согласился. Так я стал волонтером-клоуном. Позже была создана некоммерческая организация «Больничные клоуны», мы начали бесплатно обучать волонтеров, но с прошлого года решили все-таки подготавливать для этой работы только профессиональных актеров, музыкантов.

N: — Почему?

К.С.: — Дело в том, что от волонтеров нельзя требовать регулярности и системности. Вот почему мы берем и обучаем профессиональных актеров. Это люди, публично выступающие перед аудиторией, знающие, что такое партнерство, кто такой зритель.

Сейчас у нас всего 39 больничных клоунов в Казани, Москве, Орле, Санкт-Петербурге и Ростове.

N: — Что самое главное в вашей работе с детьми?

К.С.: — Мы напоминаем ребенку о внебольничном детстве, даем ему силы и мотивацию активнее лечиться. Такой момент флешбэка: ты здесь и сейчас можешь быть полностью здоровым. Важно, чтобы мы были чудом, инопланетным существом: не из мира больницы и даже не из мира людей. Тогда это точно будет интересно ребенку и вовлечет его в игру.

В кино, театре работают по сценарию. Все знают, что делать. Мы же приходим в гости и изначально принимаем все правила больницы. Поэтому клоуны должны быть готовы к тому, что нашего зрителя врач, например, может увести на рентген. К тому же не в наших правилах говорить: «Здравствуйте, дети. Садитесь, будем вам фокусы показывать». Нет, мы просто стараемся выстроить игровое клоунское пространство так, чтобы дети стали главными героями.

N: — Чему учат в школе больничной клоунады?

К.С.: — Сначала три блока семинаров (актерских, психологических, санитарных и этических) по семь дней, потом двух- или трехмесячная стажировка. Школы больничной клоунады прошли в Казани и Москве. В Ростове 9 актеров Молодежного театра стажируются сейчас в онкоинституте, Областной детской больнице, клинической базе медицинского университета. Хотим еще, чтобы они ездили в Новочеркасский детский дом для детей с тяжелыми физичес­кими недостатками.

N: — Как справляются ростовские больничные клоуны?

К.С.: — На очень хорошем профессиональном уровне. Друг друга поддерживают. Прекрасные характеры и образы. С марта, по окончании стажировки, собираемся им платить небольшую зарплату.

N: — Все больничные клоуны получают зарплату?

К.С.: — Месячную зарплату в 4 тысячи рублей (если одно посещение в неделю) мы уже платим московским клоунам, в Казани составляется смета. На Западе больничная клоунада давно уже профессиональная оплачиваемая деятельность.

N: — Вы и ваши коллеги общаетесь и перенимаете опыт у зарубежных больничных клоунов. Что вы почерпнули в их работе?

К.С.: — Благодаря швейцарской Theodora я приобрел много техничес­ких навыков, а у французов мы переняли образец парной работы клоунов. Помимо того, что вдвоем легче, есть еще и конфликт отношений Белого и Рыжего, шефа и слуги, а это, конечно, вносит частицу творчества, большого театра. Перед нами уже не какое-то аниматорство в больнице, а именно клоунада: с характерами, образами и пластикой.

N: — Как решаются финансовые вопросы в вашей работе?

К.С.: — Во многих городах нам помогают спонсоры. Мы сами делаем костюмы, и если бы швея помогла разработать каждому костюм, то было бы очень приятно. Шарики, мыльные пузыри — тоже хорошая помощь. Но пока для нас самое главное — найти финансирование на зарплаты ростовских клоунов.

Реквизиты банковских счетов можно найти на сайте http://medclown.ru.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В городе
image
31 января в Marins park Hotel прошел финальный день премии «Искра Юга 2019», на котором жюри определило победителей главное медиапремии Юга.
В городе
image
На минувшей неделе на арене Ростовского государственного цирка журналисты посмотрели генеральную репетицию шоу «Аливрувер», показы которого широкой публике стартовали 1 февраля.
В городе
«Театр 18+» целый месяц проводит фестиваль перфомансов «Февраль+». Организаторы полагают, как и сто лет назад, в прекрасных 1920-х, «эпохе расцвета модерна — футуризма, сюрреализма, многочисленных эзотерических сообществ, художественных и театральных экспериментов, новые двадцатые впишут нашу жизнь в иной культурный код». «Февраль+» — это попытка показать зрителю контуры новой, только проступающей художественной реальности.