г. Ростов-на-Дону
22 Февраля 2020 10:20:04

Всплыли новые причины конфликта вокруг мемориала в Змиевке

2 февраля в литературной гос­тиной Донской публичной биб­лиотеки вспоминали события августа 1942 года и ростовчан, убитых в Змиевской балке. Режиссер-документалист Юрий Калугин встретился с журна­лис­тами и членами Ростовской еврейской общины, чтобы показать фильм «Свободно от евреев», пылившийся на полке почти двадцать лет. Собравшиеся снова обсуждали конфликт вокруг мемориала в Змиевской балке. Председатель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников культуры Александр Кожин считает, что причины конфликта могут быть связаны с интересом к земельному участку, на котором расположен мемориал.
Документальный фильм «Свободно от евреев» был снят группой энтузиастов во главе с Юрием Калугиным в 1992 году и практически не демонстрировался. Сам режиссер рассказывает, что при подготовке съемок столкнулся с совершенно неожиданным препятствием — полным отсутствием помощи от ростовчан. Ему удалось получить доступ к архивам, в том числе к показаниям агентов НКВД, работавших в Ростове в 1942 году, но живые очевидцы тех событий не хотели сотрудничать со съемочной группой.— Не понимаю, почему трагедию нашего города надо замалчивать? — недоумевает режиссер. — Я практически уверен, что у каждого третьего ростовчанина найдутся родственники или знакомые, убитые в Змиевской балке.В 2012 году в Ростове запланированы масштабные памятные мероприятия, посвященные 70-летию расстрела в Змиевской балке. Это место самого массового захоронения жертв Холокоста в России. В конце ноября 2011 года с мемориальной доски исчезло упоминание о евреях. Оно было официально заменено на стандартный текст о «мирных советских гражданах». Городское Управление культуры (см. N, № 2 (961)) продолжает настаивать на том, что табличка с указанием того, что Змиевская балка — место расстрела евреев, появилась в те времена, когда мемориал был «бесхоз­ным».Председатель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников культуры Александр Кожин в свою очередь призывает проверить, не вызваны ли эти действия интересом к земельному участку.На данный момент, по сведениям Александра Кожина, территория массового захоронения гораздо больше, чем территория мемориала. При этом в новых документах, копии которых демонстрирует Александр Кожин, охранная зона памятника сокращена, а значит, столь привлекательные для застройки земли «свободны от обременения».— По паспорту 2010 года выходит, что охране подлежит только место, где расположен мемориал, — говорит он. — А в 1999-м, когда вопрос поднимался, охранная зона была определена на всю территорию захоронения. Там десятки тысяч людей лежат... Этим уже должны заниматься правоохранительные органы — особняки вплотную подступили.В октябре 2011-го речь шла о расширении мемориального комплекса.Траурные мероприятия в августе этого года в Ростове пройдут в любом случае. Но участие в них городских властей под вопросом.— Вероятно, будет та же ситуация, что на 65-ю годовщину. Тогда понадобился «окрик из Москвы» — мол, что ж вы, забыли, что это место Холокоста?! И сразу все состоялось, — сетует Александр Кожин на местные власти.Исследователи Холокоста видят в разгоревшемся споре только один положительный эффект — привлечение общественного внимания к истории ростовской трагедии. И Александр Кожин, и Юрий Калугин, и присутствовавшие на встрече отмечают активное желание забыть события августа 1942 года как со стороны властей, так и со стороны прос­тых горожан. А современный скандал дает повод снова напомнить о жертвах фашизма.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В городе
image
31 января в Marins park Hotel прошел финальный день премии «Искра Юга 2019», на котором жюри определило победителей главное медиапремии Юга.
В городе
image
На минувшей неделе на арене Ростовского государственного цирка журналисты посмотрели генеральную репетицию шоу «Аливрувер», показы которого широкой публике стартовали 1 февраля.
В городе
«Театр 18+» целый месяц проводит фестиваль перфомансов «Февраль+». Организаторы полагают, как и сто лет назад, в прекрасных 1920-х, «эпохе расцвета модерна — футуризма, сюрреализма, многочисленных эзотерических сообществ, художественных и театральных экспериментов, новые двадцатые впишут нашу жизнь в иной культурный код». «Февраль+» — это попытка показать зрителю контуры новой, только проступающей художественной реальности.