47 мест в Ростове стали арт-объектами
В Ростове завершился фестиваль уличного искусства «Ничего страшного». В центре Ростова создали 47 новых стрит-арт-объектов и целую Галерею уличного искусства под открытым небом. Работы получились разными: от жизнерадостных до концептуальных, посвященных нерешенным проблемам города. По итогам фестиваля созданы три стрит-арт-маршрута. Из-за роста цен в начале весны бюджет фестиваля вышел за рамки гранта Президентского фонда, компенсировать разницу помогли ростовские предприниматели.
Участники ростовского фестиваля уличного искусства «Ничего страшного» завершили работу на всех объектах. За два с половиной месяца художники из разных концов страны создали на стенах в основном в центре Ростова 47 работ, хотя изначально планировалось, что их будет меньше (30).
— Это была инициатива художников. Им очень понравился город, и он вдохновил их на новые работы, — рассказала куратор галереи «Ростов» и фестиваля Ирина Ровер.
Звездами фестиваля стали питерцы:
— анонимный художник Миша Маркер, в прошлом году его работы выставлялись в Русском музее в экспозиции «Поколения тридцатилетних в современном искусстве»;
— Стас Багс, чьи произведения хранятся в коллекциях Музея Ван Аббе в Нидерландах, Северо-Западного и Принстонского университетов США и др.;
Максим Има, известный не только как художник, но и как куратор Санкт-Петербургского центрального выставочного зала «Манеж»;
— Иван Симонов, который в прошлом году стал номинантом премии имени Сергея Курехина «Искусство в городском пространстве» с проектом «#маленькиелюди». В Ростове он продолжил работу над этой серией.
— Мы выполнили основную задачу — привезти в Ростов разных уличных художников, показать, как много может быть стилей и тем для уличного искусства, — отмечает Ирина Ровер. — И вторая важная задача — помогли создать много легальных работ на согласованных площадках. По сути, мы совместно с администрацией Кировского района (одного из центральных районов города. — N) создали в Ростове практику согласования художественных работ на стенах, что хорошо и для города, и для художников.
Собеседница N отметила, что больше всего рисунков было выполнено на свободную тему: о ценности жизни, любви к Ростову. По наблюдению корреспондентки N, авторы не обошли стороной местную проблематику: Миша Маркер на полуразрушенном доме оставил надпись: «Лучше чем ничего, хуже чем было». Ваня Симонов в ответ на июньскую историю, когда экскаваторщик якобы по ошибке снес историческое здание, написал работу «Эпоха разоренной красоты». Участники «Ничего страшного» создали в Ростове три стрит-арт-маршрута: первый — по центру города, второй — от Пушкинской до Береговой, третий — в Галерее уличного искусства, которая была создана в процессе фестиваля. Волонтер Виктория Лесняк создала карту всех объектов, которую можно найти в соцсетях фестиваля.
Финальным проектом этого года станет художественная консервация дома по адресу: Серафимовича, 95, которая состоится в августе-сентябре. Дверные и оконные проемы расселенного объекта культурного наследия закроют фанерой с рисунками художницы Татьяны Казанцевой. Эту идею кураторы фестиваля подсмотрели в Нижнем Новгороде.
— Считаю, что Ростов легко может стать Меккой для уличных художников, город располагает к поиску контекстов, — приводятся в телеграм-канале фестиваля слова художника Илья Мозги, автора работы «Никому не легче», посвященной размышлениям об изменении облика Ростова.
Надежда Ковалева, искусствовед, специалист по работе с посетителями питерской галереи современного искусства Anna Nova, проводила арт-медиацию на площадках фестиваля — это формат, когда зрители, вместо того чтобы слушать лекцию о картине, задают вопросы медиатору и делятся собственными переживаниями.
— Все работы очень разные, этим и цепляют, — отмечает г-жа Ковалева. — Начиная от Валерии Бровиковой с ее милыми тюленями, которые у всех прохожих (сама видела!) вызывают улыбку и умиление. Появляется эмоция, то есть возникает момент взаимодействия не только художника — зрителя, но и пешехода — города. Заканчивая концептуальными текстовыми работами, как, например, у Миши Маркера («Наречие») или Ильи Мозги («Никому не легче»). Моя любимая работа — «Взрослость» Вадима Слуфа при входе в кластер на Суворова, 52. Скорчившийся в костюме человек с насупленным лицом плывет по морю жизни на резиновой утке! Одновременно улавливаешь иронию и узнаешь себя: деловую, куда-то вечно спешащую... Каждый раз проходя мимо нее, нахожу для себя новые интерпретации.
По мнению собеседницы N, большая ценность фестиваля еще и в том, что была создана Школа уличного искусства, прошел артист-ток со Стасом Багсом, создавался документальный фильм о фестивале.
— Я очень надеюсь, что в следующие годы фестиваль будет набирать обороты, а город — преображаться, — говорит она.
Два года подряд «Ничего страшного» проводится кураторами галереи «Ростов» благодаря грантовой поддержке Росмолодежи и Президентского фонда культурных инициатив. В этом году Президентский фонд выделил около 3 млн рублей, но из-за роста цен на материалы в начале года стоимость его оказалась примерно на 500 тыс. рублей дороже, эту сумму покрыла помощь спонсоров. В частности, с материалами помогла основательница ТЦ «Мир ремонта» Татьяна Шишкина, сеть стройматериалов «Ваш Дом» сделала большую скидку на кисти и краски, гостиница Mercure предоставила скидки для проживания иногородних участников, финансовую поддержку оказал банк «Центр-инвест» и т. д.
Организаторы хотят сделать фестиваль ежегодным. Для этого, по словам Ирины Ровер, придется пересмотреть источники его финансирования:
— Мы хотим организовать следующий фестиваль исключительно с помощью партнерской поддержки, поскольку гранты — это отчасти лотерея.
Среди самых сильных впечатлений от фестиваля его кураторы Ирина Ровер и Мария Лаэда вспоминают работу по адресу: Университетский, 28:
— Люди из окон дома напротив высовывались и кричали: «Слава богу, теперь нам будет куда смотреть!» К нам подходили и благодарили. Это было удивительно.
Владелец галереи «Ростов», основатель сети магазинов Time Gallery и общественной организации «Платан» Сергей Гайдук отмечает:
— В фестивале самое впечатляющее — это люди, новые знакомства. Такие события позволяют нам по-другому посмотреть на мир, на мой взгляд. Мы, в общем-то, ради этого и живем.
На задворках Буденновского создали галерею под открытым небом
Участники фестиваля уличного искусства «Ничего страшного» создали в центре Ростова Галерею уличного искусства под открытым небом. Она расположилась на пустующем участке в районе дома №53 по Буденновскому проспекту. 12 работ нанесены на стены высотой 3 метра, специально возведенные для проекта.
— Идея возникла стихийно — ряд рисунков, для которых мы не смогли найти стены, решили разместить в этом месте. В городе много таких пустых пространств, мы хотим показать, что их можно
облагораживать с помощью уличного искусства, создавать в них зоны отдыха, — отмечает куратор галереи «Ростов» и фестиваля «Ничего страшного» Ирина Ровер. — Пока мы обдумываем, как будем развивать это пространство. Лично я хотела бы организовать там зону отдыха, возможно, чтобы там появились городские скульптуры. Сделать удобно и красиво. Чтобы туда хотелось идти.
Развитие Галереи уличного искусства будет курировать галерея «Ростов», пустующий участок площадью около 600 кв. м принадлежит основателю галереи «Ростов» бизнесмену Сергею Гайдуку.
— Я финансирую это направление, чтобы наш город был красивее и разнообразнее, чтобы нам в нем было интереснее жить, — отметил он.
Открытие галереи состоится в начале августа.
Над входом в галерею висит инсталляция художника Андрея Делай «Привлечь внимание легче, чем его удержать». В галерее можно увидеть работы художников Кости Original, Алексея Кассеты, Atmosphere creator, Миши Маркера, Стаса Багса, Максима и Алисы Има, Fap boys & AGS и других.
По словам Ирины Ровер, экспозиция будет меняться. С какой периодичностью — покажет время:
— Пока мы хотим поисследовать, как будет жить эта площадка, ведь охраны как таковой там не будет.