г. Ростов-на-Дону
30 ноября 2021 12:20:54

«Это инструменты, в которых звучит душа мира»

В прошлом успешный графический дизайнер Валентин Шкандыбин оставил карьеру в компании IKEA для того, чтобы делать музыкальные инструменты. Десять лет назад появилась первая окарина, а сегодня мастерская этнических ремесел «Степной дух» известна многим поклонникам этнической музыки, флейты разъехались по сотням городов и многим странам мира и даже в Австралии есть несколько окарин ростовского мастера.
«Это инструменты, в которых звучит душа мира» Валентин Шкандыбин, Медведь, этномузыкант

Этномузыкант, мастер этнических музыкальных ремесел, основатель проекта «ЭтносфеРа звука» и мастерской этнических ремесел «Степной дух» Валентин Шкандыбин (Медведъ) рассказал N о том, какую роль в его жизни сыграло творчество и почему не стоит покупать этнические инструменты на «Алиэкспрессе».

N: — Как появилась мастерская?

В.Ш.: — Моя мастерская — это дом, где я живу. Так случилось, что творчество и моя жизнь неразрывно связаны. Творчеством я начал заниматься еще в раннем детстве. Почему именно музыкальные инструменты, до сих пор и сам не знаю. Наверное, самое честное — «душа позвала». Это инструменты, в которых звучит душа мира, душа этносов, живущих на Земле. Для чего — тут, наверное, самое первое, что пришло на ум, — это для помощи людям понять себя и мир. Мой интерес к жизни достаточно широк, и мне интересны многие стороны философии, религии и, конечно, шаманизма, к которому я себя причисляю в большей степени.

N: — Чем вы занимаетесь помимо изготовления инструментов?

В.Ш.: — Я стараюсь как можно больше путешествовать, бывать в разных местах. Особенный интерес к природе, потому что только там можно услышать себя, понять, куда идти дальше. За лето я побывал в Тыве, Хакасии, на Алтае, ходил в горы по Кавказскому заповеднику, был в Сочи. Путешествия — источник моего вдохновения. Если говорить о профессиональной деятельности, то это создание керамических флейт, окарин и свистулек (кстати, мои свистульки настроены в ноты, это большая редкость), а еще сеансы звукотерапии и медитации. Я провожу обучающие мастер-классы для детей и взрослых по лепке из глины и по игре на музыкальных инструментах — флейте, окарине, варгане, диджериду. Отдельная тема — это обучение обертональному горловому пению. Я все время собираю опыт и информацию. У меня есть сертификат на проведение виброакустического массажа поющими чашами, окончил школу церковных звонарей. Общаюсь со многими мастерами, которые, как и я, проводят сеансы звукотерапии. В этом году меня приглашали в качестве музыканта и ведущего мастер-классов на международный фестиваль «Зов 13 шаманов», проходящий при поддержке правительства и Министерства культуры республики Тыва.

N: — Ваше творчество можно назвать финансово успешным?

В.Ш.: — Если говорить о заработке, то основное — это продажа флейт. Можно ли считать мастерскую состоявшимся бизнесом? Я люблю то, чем занимаюсь, движим идеей того, что это несет пользу миру и людям. Что касается успеха мастерской, то да, я считаю что он, несомненно, есть.

N: — Кто ваши покупатели?

В.Ш.: — Люди, которые тянутся к пониманию своих корней, любители природы и здорового образа жизни либо те, кто привык смотреть на мир под другим углом, те, кто устал от рутины и хочет переключения на что-то чистое и искреннее. Есть среди клиентов иммигранты — им нужен «кусочек России». А еще люди со всего мира находят меня через тех, кто уже стал покупателем, то есть это друзья друзей. Многие приходят через социальные сети, а теперь и через мой YouTube-канал, где публикуются обзоры музыкальных инструментов, мастер-классы.

N: — Ваши инструменты — это дорого? Какие у вас объемы производства?

В.Ш.: — Средняя цена — от трех до пяти тысяч рублей. Но есть эксклюзивные экземпляры, стоимость которых может превышать десятки тысяч рублей. Самый дорогой сегмент — окарины больших размеров, они медитативные, терапевтические, рассчитаны на любителей не отказывать себе в удовольствиях. Индивидуальных заказов не бывает, я не работаю на заказ. Делаю только по вдохновению, и, если человеку нравится, он выбирает свой инструмент. За время работы мастерской появилось более 1000 инструментов, в месяц может быть и 30 штук, а может быть пять. Или, к примеру, я уехал на полтора месяца в путешествие и не сделал ни одной. Делаю все сам. На одну окарину уходит от нескольких дней до месяца, зависит это от размера и сложности. Чем больше окарина, тем больше работы с ней и нюансов при сушке.

N: — Сейчас этническая тематика в моде?

В.Ш.: — Сейчас мы видим, как мировая мода и культура все сильнее поворачивают в сторону этники. Соответственно, этнические и стилизованные товары пользуются спросом. Есть другие мастера, но у меня отношение к конкуренции как к стимулу делать еще лучше и качественнее. Есть мастера, у которых я учусь и стараюсь быть лучше. Окарина, например, вещь известная не так широко, как, к примеру, спиннер, поэтому конкуренция существует, но на больших расстояниях. Не так много хороших мастеров, которые делают действительно настроенные в ноты окарины. В основном это свистульки со множеством дырочек. Главное отличие окарины — это строй, ноты. На ней можно играть музыку, а не просто свистеть. Отдельная тема — китайская продукция. «Алиэкспресс» просто кишит недорогими окаринами на любой вкус и цвет. А я не перестаю получать в соцсетях письма примерно такого содержания: «На днях получил окарину с «али», но она как-то странно звучит, ноты не строят, можно это как-то исправить?» Инструмент от мастера, естественно, стоит дороже, но часто те, кто обжегся на китайских окаринах, обращаются ко мне.

N: — Открытие мастерской потребовало больших вложений?

В.Ш.: — Основные затраты — это печь для обжига керамики. Многое сделано своими руками, потому что не всегда можно найти нужное качество на рынке. Самое главное вложение — это время, никакими деньгами это невозможно измерить. Время на приобретение опыта, знаний. Чтобы выйти на достойный уровень, мне потребовалось провести множество экспериментов, опробовать не один центнер глины. Материалы я использую только качественные, это испанская глина, которую я заказываю большими партиями. У нас в Ростове и области нет глины того качества, которое мне нужно. Уже появились планы по расширению ассортимента и производства, хотелось бы открыть отдельную мастерскую с возможным привлечением учеников. Самому тянуть большие объемы становится сложно, но пока справляюсь.

N: — Где можно научиться играть на этнических инструментах?

В.Ш.: — Если человек живет в Ростове, то можно брать уроки в частном порядке. Иногда я организую курсы по нескольку занятий. Один из таких проходил зимой, я обучал постановке голоса и горловому пению. Есть опыт проведения занятий дистанционно, через скайп. Если у человека не достаточно средств или он живет очень далеко, то есть канал YouTube, где я щедро делюсь знаниями.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
В городе
image
Сергей Сугробов, основатель музыкальной школы «Драм-студия Части Ритма», создал пространство, где каждый может прийти и поиграть на ударных инструментах, став частью ансамбля.
Просмотров: 5436

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В городе
image
16-летний пианист Сергей Давыдченко получил возможность выбрать новую квартиру. Юному дарованию будет выделена жилплощадь из резервов губернатора Ростовской области. С этой просьбой к Василию Голубеву обратился художественный руководитель конкурса Grand Piano Competition Денис Мацуев.
В городе
image
Основатель проекта Shrike Armoury Намтар Энзигаль рассказал N, как ростовская мастерская вышла на международный рынок доспехов для исторического средневекового боя. Небольшая домашняя мастерская за год выросла до производства, включающего несколько разных цехов. На данный момент Shrike Armoury специализируется на изготовлении титановых доспехов, щитов и тренировочного снаряжения для полноконтактных единоборств, турниров по ИСБ (историческому средневековому бою), бугуртов и средневековых фестивалей. В англоязычных соцсетях общее количество подписчиков превысило тысячу человек, а цены на продукцию составляют сотни долларов.
В городе
image
Глава администрации Ростова-на-Дону Алексей Логвиненко рассказал об отдельных направлениях развития города. В прямом эфире телеканала «Дон24» он, в частности, обозначил перспективы застройки Театрального спуска, строительства школ и больниц.
В городе
image
В «ДонЭкспоцентре» 27 октября открылась продовольственная ярмарка «Ростов Гостеприимный». По наблюдениям корреспондентки N в этом году она разместилась компактно, значительная часть участников - небольшие производители сыра, вина, сладостей в поисках прямых контактов с покупателями.