Зачем чиновнику агитировать за немецкое качество?
На днях сайт областного правительства рассказал о деловой встрече, которая состоялась в областном Минсельхозпроде. Зарубежный производитель кормоуборочного оборудования представлял свою технику. Осталось неясным, зачем в коммерческом, по сути, мероприятии участвуют статусные чиновники.
Во встрече принял участие заместитель губернатора — министр сельского хозяйства Вячеслав Василенко и президент известной немецкой компании — производителя оборудования для заготовки кормов, а также ее гендиректор и дилеры предприятия на территории РФ. «Для обсуждения различных вариантов сотрудничества на встречу были приглашены руководители крупных животноводческих хозяйств Ростовской области. Демонстрация практических возможностей сельхозтехники состоялась в этот же день на полях Зерноградского района», — сообщала заметка. Комментируя происшедшее, Вячеслав Василенко заметил: «Компания... — один из известных мировых производителей специализированного оборудования для заготовки кормов, и в Ростовской области уже имеется в наличии около 20 единиц ее сельхозтехники различных модификаций. Наибольшая эффективность использования данной техники достигается при условии высокоразвитого животноводства в хозяйстве. Вот почему мы собрали на встречу руководителей животноводческих хозяйств. Мы заинтересованы в сотрудничестве со всеми компаниями, которые помогут нам развивать эту отрасль, используя современные технологии и высокопроизводительную технику». Я не собираюсь обсуждать достоинства именно этой немецкой техники — хотя бы потому, что не отличу сеялку от культиватора. Мне неясно другое: насколько этично высокопоставленному чиновнику участвовать в коммерческой, по сути, презентации продукции зарубежного производителя, проводить ее под сенью министерства и приглашать на нее руководителей предприятий — потенциальных покупателей, которые к тому же во многом зависимы от него — участвуют в программах господдержки, получают субсидии и пр.
Я бы не задавала этих вопросов, если бы в информационном сообщении был хотя бы намек на обсуждение инвестпроекта. Инвесторам у нас не всегда помогают, но «встретиться-поговорить» отказываются редко. Однако, судя по всему, речь шла о банальном расширении рынка сбыта для иностранного производителя.
Если область заинтересована в сотрудничестве со всеми компаниями, способными «развивать отрасль», почему на подобную встречу не пригласили всех или многих из тех, кто уже представляет подобную технику в России или готовится это сделать? Но на встрече были руководители одной компании. О вариантах сотрудничества, кстати, в заметке не было ни слова. Возможно, потому, что субсидии на покупку или лизинг кормоуборочных машин формально не зависят от названия конкретной фирмы-изготовителя, за исключением адресных программ поддержки отечественных производителей, например «Ростсельмаша». Но любое правило ведь держится не только на букве закона.
Предположим, техника действительно так хороша, как говорит министр. Но странно думать, что в век интернета и повсеместного маркетинга фермеры и землевладельцы не представляют себе ее достоинств. Хорошо, если участие в такой деловой встрече послужит только расширению их кругозора. Будет куда хуже, когда под впечатлением от промоушена в исполнении заместителя губернатора они почувствуют себя обязанными купить хоть что-нибудь из этого оборудования.