Учить нельзя изолировать
В условиях пандемии каждое учебное заведение само решает, когда объявлять карантин. Расписания составляются за день, наверстать лабораторные и внеклассные занятия шансов уже нет. Пока образовательный процесс остается хаотичным и непредсказуемым, качество образования продолжает стремительно снижаться. Кто-то должен уже сегодня приступить к поискам решения этой проблемы.
У меня двое детей: дочь — школьница-выпускница и сын — студент. Они не образцы усидчивости, но учились всегда с удовольствием. У них есть понимание, чем они хотят заниматься после учебы, они никогда не прогуливали уроков, посещали кружки, выполняли домашние задания. Сейчас — устали. Устали от невозможности распланировать учебу и отдых. От переносов занятий, практик и экзаменов. Дочь готовится к выпускным экзаменам, к поступлению. Но стоило ей пару раз шмыгнуть носом — карантин. И даже отрицательные результаты тестов ПЦР, которые она теперь сдает по два раза в месяц, не помогают — «сиди дома». Мимо проходят профильные олимпиады, конференции и консультации. Их, конечно, перевели в онлайн, но только на бумаге. По факту надо, чтобы звезды сошлись: был интернет, сервер не упал, не забыли назначить и объявить время...
Образовательный процесс приобрел легкую нотку непредсказуемости и хаоса. Кружки и секции снова закрыты. Пандемия уже не новость, но пока никто так и не смог выработать понятной схемы действий. Как быть, если болеет учитель? Что делать, если класс ушел на изоляцию? Как наверстывать учебные часы, если факультативы и продленка запрещены? Как при этом проводить отчетные мероприятия, налаживать психологический комфорт в детских коллективах? Вся мощь госаппарата не в силах спрогнозировать учебный процесс хотя бы на несколько месяцев, в итоге ученики и родители узнают о своих планах накануне вечером. И по опыту прошлого года мы понимаем: никто не будет наверстывать и доучивать. Просто планка аттестации вновь снизится, чтобы на выходе на бумаге значилось, что все выучено и пройдено. Не знаю, как подобный режим сказывается на оплате труда педагогов, но список тех, кого дети поздравляли с Днем учителя, стал заметно короче. У сына, студента ростовского техникума, летняя сессия не закрыта, а сейчас сдать «хвосты» некому — преподаватели уволились, и замены пока не нашлось.
Номинальное присутствие, номинальные задания, контроль за успеваемостью стремится к нулю. Зато пробовать свои силы в блогерстве или рукоделии можно прямо сейчас, в освободившееся от скучных уроков время, в надежде, что публика оценит и продонатит. В стране острый дефицит в естественных науках — химия, физика, биология, геология, метеорология, астрономия не популярны у выпускников полудистанционных школ. Эти дисциплины сложно изучать удаленно, и даже отличники признают — их «пятерки» не говорят о знании предмета.
На невостребованные места в университетах с удовольствием пошли те, кто не смог закончить образование в 1990-х. В этом году сорокалетние абитуриенты никого не удивляли, напротив — в личных беседах преподаватели говорили, что такие студенты, с багажом знаний советского образца, даже предпочтительнее. Знают, зачем пришли, умеют работать с информацией. Может, и сегодняшние дистанционные выпускники когда-нибудь почувствуют тягу к знаниям. Но вот дождется ли их система образования?