г. Ростов-на-Дону
19 апреля 2025 18:52:17
81.14
92.22

Учить нельзя изолировать

В условиях пандемии каждое учебное заведение само решает, когда объявлять карантин. Расписания составляются за день, наверстать лабораторные и внеклассные занятия шансов уже нет. Пока образовательный процесс остается хаотичным и непредсказуемым, качество образования продолжает стремительно снижаться. Кто-то должен уже сегодня приступить к поискам решения этой проблемы.

У меня двое детей: дочь — школьница-выпускница и сын — студент. Они не образцы усидчивости, но учились всегда с удовольствием. У них есть понимание, чем они хотят заниматься после учебы, они никогда не прогуливали уроков, посещали кружки, выполняли домашние задания. Сейчас — устали. Устали от невозможности распланировать учебу и отдых. От переносов занятий, практик и экзаменов. Дочь готовится к выпускным экзаменам, к поступлению. Но стоило ей пару раз шмыгнуть носом — карантин. И даже отрицательные результаты тестов ПЦР, которые она теперь сдает по два раза в месяц, не помогают — «сиди дома». Мимо проходят профильные олимпиады, конференции и консультации. Их, конечно, перевели в онлайн, но только на бумаге. По факту надо, чтобы звезды сошлись: был интернет, сервер не упал, не забыли назначить и объявить время...

Образовательный процесс приобрел легкую нотку непредсказуемости и хаоса. Кружки и секции снова закрыты. Пандемия уже не новость, но пока никто так и не смог выработать понятной схемы действий. Как быть, если болеет учитель? Что делать, если класс ушел на изоляцию? Как наверстывать учебные часы, если факультативы и продленка запрещены? Как при этом проводить отчетные мероприятия, налаживать психологический комфорт в детских коллективах? Вся мощь госаппарата не в силах спрогнозировать учебный процесс хотя бы на несколько месяцев, в итоге ученики и родители узнают о своих планах накануне вечером. И по опыту прошлого года мы понимаем: никто не будет наверстывать и доучивать. Просто планка аттестации вновь снизится, чтобы на выходе на бумаге значилось, что все выучено и пройдено. Не знаю, как подобный режим сказывается на оплате труда педагогов, но список тех, кого дети поздравляли с Днем учителя, стал заметно короче. У сына, студента ростовского техникума, летняя сессия не закрыта, а сейчас сдать «хвосты» некому — преподаватели уволились, и замены пока не нашлось.

Номинальное присутствие, номинальные задания, контроль за успеваемостью стремится к нулю. Зато пробовать свои силы в блогерстве или рукоделии можно прямо сейчас, в освободившееся от скучных уроков время, в надежде, что публика оценит и продонатит. В стране острый дефицит в естественных науках — химия, физика, биология, геология, метеорология, астрономия не популярны у выпускников полудистанционных школ. Эти дисциплины сложно изучать удаленно, и даже отличники признают — их «пятерки» не говорят о знании предмета.

На невостребованные места в университетах с удовольствием пошли те, кто не смог закончить образование в 1990-х. В этом году сорокалетние абитуриенты никого не удивляли, напротив — в личных беседах преподаватели говорили, что такие студенты, с багажом знаний советского образца, даже предпочтительнее. Знают, зачем пришли, умеют работать с информацией. Может, и сегодняшние дистанционные выпускники когда-нибудь почувствуют тягу к знаниям. Но вот дождется ли их система образования?

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Своими словами
Учить нельзя изолировать
Старшеклассникам на уроках ОБЖ дают информацию из курса начальной военной подготовки (НВП), который преподавали в советской школе. К сожалению, детям опять рассказывают об оружии, а не о реальных опасностях мирного времени.
Своими словами
Учить нельзя изолировать
В Ростове социальная инфраструктура драматически не поспевает за жилищным строительством. Но власти продолжают выдавать все новые разрешения на строительство высоток в переуплотненных районах, как будто не видят связи между пуском в эксплуатацию новой тридцатиэтажки и перегруженностью школ и детских садов.
Своими словами
Учить нельзя изолировать
Появление платной парковки возле гребного канала вызвало большой резонанс. Об этом написали почти все местные издания. Все потому, что ухоженных и оборудованных для активного отдыха пространств в ростовской агломерации крайне мало.
Своими словами
Учить нельзя изолировать
Обычная ростовская школа, которая оказывает родителям услуги группы продленного дня (ГПД), не способна предоставить ребенку 7–8 лет комфортную среду для игр в ожидании родителей. Отсутствие ориентации на потребности ребенка превращает ГПД в подобие тюрьмы для детей, которым не повезло, что оба их родителя работают полный рабочий день.
Просмотров: 3698

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Своими словами
Учить нельзя изолировать
В Ростове на площади Ленина нужно построить светомузыкальный фонтан, который будет качественно отличаться от проектов, уже реализованных в Левобережном парке и на набережной Дона. Городу нужен фонтан, похожий на тот, который работает в олимпийском парке в Сочи или на озере в Абрау-Дюрсо. Технологии для этого есть, цена — по силу бюджету. Требуется лишь готовность заказчиков привлечь продвинутых подрядчиков.
Своими словами
Учить нельзя изолировать
Усилия властей по разгрузке центра Ростова от тяжелого грузового транспорта, безусловно, позитивны, хотя организация, как всегда, подвела и под незаслуженные штрафы попали многие законопослушные транспортники. Об этом мы писали, но есть другой аспект этой проблемы: можно ли убрать из центра объекты, к которым стремятся грузовики?
Своими словами
Учить нельзя изолировать
Мэром Ростова на прошлой неделе, как известно, стал Александр Скрябин. Он представил выборщикам свою программу. В ней были как лозунги, так и обещания решений конкретных проблем. Например, ограничить деятельность эвакуаторщиков.
Своими словами
Учить нельзя изолировать
Одиночество и кризис семьи — вот на чем зарабатывают цифровые мошенники.