У спама глаза велики
«Лаборатория Касперского» опубликовала любопытное исследование. Согласно ему, в первом полугодии 2021-го больше 72% звонков с неизвестных номеров, поступивших на телефоны жителей Ростовской области, были спамом. В этом контексте кажется естественным, что страх перед телефонным и интернет-мошенничеством входит в число самых распространенных в нашем регионе фобий. Представляется, однако, что есть у этого и другие причины.
По данным приложения Kaspersky Who Calls, которое собирает жалобы пользователей и помеченные ими как подозрительные телефонные номера, доля предложений займов в телефонном спаме составила в январе — июне нынешнего года в Ростовской области более 45%. Около 32% спамеров представлялись коллекторами.
Вопрос о том, что заставляет компании пользоваться таким видом рекламы, как телефонный спам, представляет, конечно, определенный интерес. Иногда, едва успев понять, что звонит очередной рекламный робот, кладешь трубку и тут же об этом сожалеешь. Стоило бы зафиксировать название навязчивой стоматологической клиники или оконной компании, чтобы поделиться им с Федеральной антимонопольной службой. Зачем бизнесу наталкивать потенциальных клиентов на такие идеи — категорически непонятно.
Еще удивительнее, что, согласно исследованию «Лаборатории Касперского», в пятерку наиболее распространенных спам-звонков входят предложения от операторов связи. Казалось бы, в этих компаниях должно присутствовать понимание того, как люди относятся к такого рода «персональному подходу».
С другой стороны, когда речь заходит о нежелательных звонках, в последнее время чаще говорят не о рекламном спаме, а о попытках (особенно — удачных) мошенничества. Их количество, кстати, выросло в первом полугодии на 60% по сравнению с январем — июнем 2020-го. Хотя в целом показатели мошенников выглядят на общем фоне довольно скромно: их доля в общем количестве нежелательных звонков — всего 6,4%. Шум вокруг их деятельности тем не менее вполне естественен: новости о том, как злоумышленники выманили у пенсионеров 6 млн рублей, хорошо читаются.
На этом фоне понятно, почему страх перед телефонным и интернет-мошенничеством входит в топ-10 фобий россиян по присутствию в СМИ и соцмедиа. Угрозы подстерегают повсюду: «Лаборатория Касперского» сообщает, что именно из-за этой опасности 36% россиян никогда не пользовались службами онлайн-знакомств. Учитывая пандемию и общую погруженность молодежи в интернет-среду, вопрос стоит уже о демографических перспективах страны.
Ростовская область по уровню страха перед мошенниками и вовсе входит в первую пятерку российских регионов. Из числа «медийных» фобий наших земляков сильнее пугают только перспектива принудительной вакцинации и рост цен на продукты.
Казалось бы, речь о проблемах принципиально разного уровня насущности. Однако не стоит забывать, что на стороне фобий, связанных с телефонным и интернет-мошенничеством, уже долгие годы играет государство. Его медиаресурсы рассказывают об интернете как о чем-то непонятном, чуждом, опасном и созданном, скорее всего, с далеко идущим антироссийским умыслом. Хорошо, если это спасет какого-нибудь незадачливого интернет-пользователя от мошенников. Однако массовый страх перед этими самыми мошенниками, от которых можно избавиться одним нажатием кнопки, показывает, что шельмование интернета дает свои плоды.