Школьная продленка в Ростове или тюрьма нестрогого содержания?
Обычная ростовская школа, которая оказывает родителям услуги группы продленного дня (ГПД), не способна предоставить ребенку 7–8 лет комфортную среду для игр в ожидании родителей. Отсутствие ориентации на потребности ребенка превращает ГПД в подобие тюрьмы для детей, которым не повезло, что оба их родителя работают полный рабочий день.
В обычной ростовской школе, куда пошла в первый класс моя дочь, продленка совершенно не ориентирована на нужды детей, вчерашних дошкольников. С 12 до 18 часов (6 часов) они либо сидят в классе за партами (потому что в классе больше нет места, все заставлено партами и стульями на 31 человека), либо недолгое время играют на улице. Для игр им выделена прямоугольная асфальтированная площадка. Я не шучу. Вот прямоугольник асфальтированного школьного двора опаляемый солнцем. Наслаждайтесь. Нет ни горок, ни качелей. Спортивный или игровой инвентарь для группы продленного дня школа не выдает.
Уже месяц с тоской вспоминаю детский сад, в который ходила моя дочь (тоже обычный), где у детей всегда на прогулке был выбор из многообразия игр. Они могли присесть под деревом и играть в кукол. Или лазать по деревянному замку-лабиринту. Воспитатели устраивали им веселые старты, знакомство с правилами дорожного движения, да просто организовывали групповые игры. В детсадовской группе всегда были в доступе кубики, конструкторы, книжки. В школьном классе ничего этого нет.
Пребывание моей дочери в детсаду мне обходилось чуть больше, чем 1 тыс. рублей в месяц. Ежемесячно за группу продленного дня я плачу около 5400 рублей (2000 за продленку и около 3400 за питание). В нашей школе в группу продленки ходит 29 первоклассников. То есть муниципалитет получает от родителей первоклашек 156,6 тыс. рублей в месяц и обеспечивает за эти деньги лишь питание и воспитательницу, которая следит, чтобы дети не вышли за пределы асфальтированного прямоугольника. Один раз дочь принесла из школы сложенный из бумаги цветок. Еще им дают раскрашивать картинки. Вы любите раскрашивать картинки? Настолько, чтобы делать это 6-7 часов пять дней в неделю?
Видимо, в управлении образования считают, что, когда ребенок приходит в школу, у него в мозгу что-то переключается, и он 6 часов может просидеть как зомби за партой или ходить по периметру асфальтированной площадки, и ничего с ним не сделается. Давайте вспомним, для чего же первокласснику нужна продленка. Потому что он еще ребенок. Не может сам прийти домой и находится дома без присмотра, пока родители на работе. Да, для работающих родителей во время учебы ребенка с первого по второй, а то и третий класс (зависит от того, есть ли между школой и домом оживленная магистраль) школа выполняет еще и функции детского сада. Мы платим школе даже больше, чем детскому саду, но получаем за большие деньги что-то похожее на тюрьму нестрогого содержания для детей.
В углу школьного двора нашей школы доживает свой век сломанная карусель и такие же качели. Зачем-то их до сих пор стыдливо вскрывают краской. Хотя использовать по назначению их давно уже нельзя. Туда наших детей не водят. Ну, потому что кататься на этом металлоломе просто опасно. Но их не водят и к лесенкам-турникам на школьной спортивной площадке, где есть хоть какое-то раздолье. Наверное, и это логично, потому что большая часть этих турников ориентирована на взрослых школьников. Удивительно, как люди, всю жизнь работающие с детьми, не видят, не понимают детских потребностей. Не хочется отдавать в такую школу ребенка… А ведь она, по моим наблюдениям, не одна такая.
Возможно, у города нет денег на адекватное содержание групп продленного дня, а родительские взносы требуемых затрат не покрывают, но, может быть, стоит как-то иначе решать вопрос, не превращая группы продленного дня в лайтовый филиал тюрьмы?
Конечно, на мои стенания мамы первоклассницы можно ответить: в Ростове школ не хватает, а вы думаете о комфорте в группе продленного дня! Но, может, такие проблемы, как нехватка школ, как раз начинаются с мелочей? Если каждый сотрудник городской системы образования, находясь на своем уровне, начнет задумываться над тем, каково детям находиться в школе, какой должна быть школа, какие услуги оказывать, как дорого для среднестатистического горожанина стоит выучить ребенка, то, возможно, тогда и более крупные проблемы, такие как, например, строительство целого микрорайона в Ростове без достаточного количества школ, не пройдут незамеченными для городских властей?