С чего начать, когда система против?
Когда молодые люди выходят на митинги против коррупции, то противники этого способа выражения недовольства говорят: «Начните с себя! Не давайте взятки!»
Звучит прекрасно, но проблема в том, что, когда начинаешь с себя, система этому очень противится. Мне повезло с вузом, там не требовали денег за сдачу экзаменов и зачетов, все было предельно просто: выучил — сдал. Ничего не делал — идешь на пересдачу. Меня нельзя назвать плохой ученицей, университет я окончила с красным дипломом. И поступала на конкретный факультет в ЮФУ во многом из-за того, что знала — там не будет коррупции. К сожалению, так не везде. Несколько месяцев назад я решила получить водительские права. Сразу решила, что давать взятку не буду: честно сдам все сама. Когда я говорила об этом знакомым, то они смотрели на меня, как на сумасшедшую. «Заплати, иначе не сдашь, будет много проблем», — обещали они. Может, клеветали? Я отучилась в автошколе, сдала внутренний экзамен и отправилась в МРЭО.
На позитивный лад настраивали два огромных плаката, весевшие на зданиях, о том, что взятка — это уголовное преступление. Правила дорожного движения я сдала с первого раза. Там отсутствует человеческий фактор: тест принимает компьютер. Проблемы начались с площадкой. Первый раз, заезжая в «гараж», я коснулась, по словам полицейского, линии. Хотя из машины меня никто не пригласил выйти, чтобы удостовериться, так ли это. Посчитаем, что тут моя ошибка. Во вторую пересдачу я столкнулась с более «восхитительным» явлением. У машины, на которой я сдавала экзамен, ручник был отрегулирован так, что у меня не хватало сил его зафиксировать, сколько я ни пыталась. Результат — на этом «Хюндае» для Шварценеггера я катилась назад колбаской с наклонной поверхности, поскольку ручник не держал авто. Понадобилось пару раз сходить к замначальника МРЭО, чтобы добиться права пересдать на другом автомобиле, где ручник мог бы поднять не только мужчина, но и девушка 21 года.
После подобных разбирательств эмоциональный настрой не тот; возможно, еще и поэтому сдать не смогла: другая машина предательски глохла на эстакаде. Ну а в четвертый раз, с блеском миновав наклонную поверхность, я не доехала 5 см до нужного места, когда съезжала с эстакады. То есть машина должна остановиться между стоп-линией и пунктирной. Последнюю, к слову, когда ведешь автомобиль, не видно, а потому непонятно, переехала ты ее или нет. Но 5 см есть 5 см. Несмотря на то что недоезд до линии стопа в реальной дорожной ситуации ничем никому не грозит, не сдала. Закон суров, но это закон. Интересно, а когда идешь на компромисс с системой, то тоже обращают такое пристальное внимание на сантиметры?
Через месяц буду снова пытаться. Что подкинет система? И это я еще вождение в городе не начинала сдавать! Об этом экзаменационном этапе ходят легенды. И тут мне по-настоящему интересно: а возможно ли вообще бороться с «левиафаном» и сдать все честно? Может быть, ходить на антикоррупционные митинги — это единственный шанс, изменив систему, честно сдать экзамен на вождение?