Риск деградации
Многие россияне, в том числе представители власти, с легким сердцем прощаются с уходящими западными компаниями. Импортозамещение вновь на слуху. Российские бизнесмены под аплодисменты раскупают заводы транснационалов. Проблема в том, что замена оригинала копией в подавляющем большинстве случаев приводит к потере качества.
«Макоднальдс» заменили «Вкусно и точка», на место «Икеи» скорей всего сядет Hoff, взамен импортной одежды в торговых центрах будут продавать свою одежду российские и белорусские производители. В угаре патриотизма складывается ощущение — и хорошо, что ушли. Звучат духоподъемные заявления об открывшихся невиданных возможностях на ранее оккупированных оказавшимися недружественными европейцами российских рынках. И, казалось бы, действительно: в общепите мы не бигмаком единым, конкурируем и на рынках одежды и обуви, научились строить свои ТЦ с гипермаркетами. Ну а компьютеры, телефоны и автомобили в крайнем случае купим у китайцев.
Проблема не в том, что мы не сможем сделать свое вместо импорта. Не так давно ездили и на «Запорожцах». Символично, кстати, что на контролируемой российскими войсками части Запорожской области уже прозвучали призывы о возрождении этого бренда. Но вот ТЦ стоят полупустыми. Почему-то не хлынули туда отечественные и дружественные бренды. Наверное, потому, что кто может потянуть эти цены аренды, давно там сидят, а остальные еще долго будут расти до уровня «Горизонта» и «Меги». Кинотеатры — вот зеркало ушедшего импорта. Коллапс. Сколько надо ждать потока российских блокбастеров, которые заменили бы «Голливуд»? По наиболее распространенной версии — вечность. Хватает ума не кричать, что скоро наводним репертуар китайскими и индийскими шедеврами. Если не заставить бюджетников ходить на коллективные просмотры, то по своей воле в кинотеатры никто больше не придет. И с этим ничего не поделать. Целой отрасли грозит исчезновение.
Посетившие «Вкусно и точка» радостно оповещают, что не почувствовали разницы. Но «Макдоналдс» — это лучшие мировые технологии, чуть ли не ежедневно совершенствующиеся на основе больших данных, которые собираются по всему миру. И если он ушел всерьез, то этими сведениями делиться с россиянами не будет. Это значит, что разница будет расти с каждым годом. Процесс называется деградацией. То же, к сожалению, будет на площадках «Икеи», на покупаемых российскими предпринимателями автозаводах западных марок, на полках торговых центров.
Лучшие мировые практики опять оказались за кордоном. Россия неминуемо будет все больше превращаться в провинцию той или иной степени заскорузлости. Мешковатую одежду и глохнущие автомобили мы компенсируем патриотическим настроем и гордостью за страну. И потому попытки некоторых кинотеатров ввести в репертуар советские фильмы, возможно, не так наивны, какими кажутся на первый взгляд.