Прямые продажи — кривые покупки
Мой служебный телефон «засвечен» в сети и базах всевозможных продавцов. Несколько раз в неделю мне звонят с предложениями купить спутниковую тарелку, взять кредит, посетить косметический салон. Кажется, весь мир помешался на настойчивой продаже, по сути, не первостепенно важных вещей. Но как же быть с нужными, повседневными?
После долгих лет отличной работы сломалась стиральная машина известного бренда. Казалось бы, купить новую совсем не сложно — десяток федеральных сетей и разномастных магазинов наперебой зазывают покупателей. Через интернет выбираем сходную модель попроще — без Wi-Fi, например. Она представлена в ассортименте всех сетей по одной и той же цене, везде в наличии. Оформляем, доставка уже к вечеру — так написано при оформлении заказа. По факту же вежливый оператор сообщает по телефону, что к доставке прямо сейчас, а точнее через четыре дня, доступен витринный образец на другом конце области. А в заводской упаковке товар приедет только недели через две. Та же история повторяется в двух других сетях. На сайтах крупная бытовая техника заявлена в наличии, а по факту клиент может забрать в лучшем случае товар с витрины. В мире царящего изобилия купить то, что нужно, а не то, что продают, оказывается непростой задачей. Звонок в крупный сетевой спортивный магазин — есть ли в наличии кроссовки такой марки, такого размера? Конечно! Приезжаем — нет. Почему? Ошибся оператор. Но сейчас мы вам подберем из имеющегося (и втрое дороже). Контекстная реклама безошибочно определила марку моего смартфона и сыплет предложениями аксессуаров и сервиса. И вот беда — разбилось стекло. «Можете починить сегодня?» — «Можем!» Уже по знакомому сценарию уточняю, есть ли требуемые запчасти, оказывается — нет. Ставка сервиса на то, что раз уж я сдам гаджет в ремонт, то подожду месяц-другой, пока они попробуют раздобыть деталь на мою редкую модель, такая возможность предусмотрена в договоре. Еще пример — билет на самолет на популярном онлайн-агрегаторе: дата, цена, условия отличные. Переходим на сайт авиакомпании — нет билета. Зато теперь в почте куча предложений на перелеты не туда и не по той цене. Запросить подробности тура в каком-нибудь небольшом агентстве — значит обречь себя на полгода еженедельных звонков и рассылок, но «горящий» тур вы так и не получите.
Заманить клиента, заинтересовать, пообещать — отличный маркетинговый ход, но почему-то продавцы забывают, что клиенту нужно в итоге получить товар, именно тот, за которым он пришел, в идеале — сразу. И только тогда он сделает то, ради чего все затевалось, — заплатит. В противном случае это напоминает эпоху развитого социализма — вроде все есть, но надо «достать». Чем кончилась та модель экономики, мы все слишком хорошо помним. А вот юные менеджеры по продажам, похоже, историю учили плохо.