Под шум цифровой экономики
Цифровая экономика вывела из зоны комфорта не только традиционные СМИ, но и тех, кто привык пользоваться их услугами. Теперь бизнесу, который привык быть на виду и считает это своим конкурентным преимуществом, нужно тратить на свое присутствие в медиапространстве гораздо больше сил и средств. Население в России не увеличилось, в разы выросла конкуренция за его внимание.
— Тебя нет в «Телеге»? Как это так? Там же теперь все!
Приходилось слышать вопрос века сего? Убивает наповал: сразу кажется, что ты безнадежно отстал. Как же так: все там, а ты здесь? Вместо «Телеги» смело можно подставить любую соцсеть или мессенджер. Насчет «там теперь все» — это, разумеется, серьезное преувеличение. Потому что одному человеку, даже если он специалист по сетевым социальным коммуникациям (эсэмэмщик), быть одновременно везде очень сложно. Даже вооруженному специальными программами для ковровых бомбометаний пресс-релизами. Владельцы соцсетей и мессенджеров тоже не зря свой хлеб едят — им спам не нужен, им нужен единственный и неповторимый автор или, как говорят профи, уникальный контент.
Иллюзия присутствия в медиа за счет сайта и аккаунта в соцсети постепенно рассеивается. Никто не ищет сайт конкретного производителя дивана. Ищут просто диван. И находят сотни предложений на десятках виртуальных площадок и, что самое неприятное для производителей тех же, например, диванов, на становящихся все более популярными интернет-ресурсах по торговле б/у вещами («Авито», «Юла» и т. п.).
Количество каналов увеличилось многократно, объем прокачиваемой через них информации вырос на порядки. Завладеть в этом огромном потоке вниманием пока еще не покупателя, контрагента или партнера, а просто читателя становится затратнее во много раз, так как теперь, чтобы быть заметным, нужно быть и в газетах, и на телевидении, и на радио, и в интернете. Так что новая среда с точки зрения стоимости доступа к потребителю подорожала во много раз. Новые каналы требуют времени, денег и специалистов. Иллюзия выхода к безмятежно пасущимся на просторах сети ничейным клиентам еще не рассеялась. К тем, по всей видимости, новым людям, кто не смотрит ТВ, не слушает радио и не читает газеты, а только меланхоличного серфит по бескрайним просторам сети, случайно нажимая на кнопки. Такие, конечно, тоже есть. Между тем с точки зрения количества и интересов структура аудитории традиционных СМИ вряд ли претерпела революционные изменения. А вот конкуренция за ее внимание именно в интернете серьезно усилилась. Но кто сказал, что серьезные взрослые люди вдруг бросят смотреть любимый телеканал, слушать любимое радио и читать любимую газету из-за интернета, тем более что все они давно уже там есть.
Одно из преимуществ новой медиасреды в том, что она оказалась привлекательной для молодежи. Четверть века назад никто из серьезных издателей не хотел создавать газеты для этой аудитории — неплатежеспособная и непостоянная. Теперь ее качество изменилось: она по-прежнему непостоянная, но платежеспособна и, более того, является идеальным потребителем всех технологических новинок, которые связаны с коммуникациями. Но самое главное — есть ощущение, что новая цифровая среда вслед за авторской активностью в соцсетях начинает стимулировать предпринимательскую активность молодого поколения. В основном, правда, в секторе сервисной экономики, но кто сказал, что это плохо. У нас не так много растущих секторов.
Отличие нового цифрового мира от старого в запредельном для неподготовленного уха информационном шуме. Но у этого явления, как и у любого, есть две стороны. Да, теперь крупным компаниям придется тратить больше средств, чтобы быть заметными. Однако для малого бизнеса и так называемых самозанятых, которых правительство хочет поставить под налог, этот шум — идеальная среда для развития вдали от внимания фискальных органов. Вот как-то не приходилось слышать о том, что малый бизнес вдруг начинает бурно расти от увеличения налоговой нагрузки. Брать налоги с репетиторов и нянь — это все равно как у детей отнимать.