О пользе света и тени
Всегда хочется видеть в окружающем позитивную тенденцию. Некоторые бизнесмены, ранее предпочитавшие делать деньги в тишине, вдруг решили рассказать широкой публике о своих проектах. Журналистам, конечно, радость. Но можно ли считать подобные симптомы признаками выздоровления нашей сероватой, скажем честно, бизнес-сферы?
За минувшие две недели сразу двое «молчаливых» бизнесменов решили рассказать о своих проектах общественности. На Сочинском форуме модернизацию своего бизнеса презентовал ранее непубличный бенефициар крупнейшего в стране зернотрейдера «РИФ» Петр Ходыкин, а на прошлой неделе крупный торговец автоаксессуарами группа компаний «Вирбак» распространила релиз с фотографией и цитатой своего гендиректора и совладельца Александра Мордасова, который до этого давал интервью, наверное, только раз, и было это более десяти лет назад.
Почему одни компании прозрачны, мы легко можем узнать об их финансовом состоянии и владельцах из открытых источников, а другие закрыты наглухо и поиск фото даже не собственников, а их гендиректора на бескрайних просторах интернета не дает никакого результата? На заре своей деятельности «Город N», будучи первым деловым изданием в Ростове, неожиданно столкнулся с нежеланием бизнесменов рассказывать о своем деле. Бывало, что корреспондентов газеты принимали в начале девяностых за рэкетиров. В самом деле, приходит человек и спрашивает: «Что за бизнес? Какая прибыль? Кто владельцы?» Не обходилось без недоразумений. Умные люди объяснили трудности не только экзотичностью на тот момент деловой прессы, но и тем, что конечными бенефициарами в основном были либо бандиты, либо чиновники. В обоих случаях собеседники были не заинтересованы в том, чтобы кто-то копался в их огороде. Есть еще множество проблем, связанных с публичностью. Один из бизнесменов сказал, что после нашей публикации о его успехах к нему проявили внимание сразу несколько контролирующих организаций, а также люди, аккуратно интересовавшиеся, есть ли прикрышка и не требуется ли новая. Нельзя забывать и о конкурентах: с какой радости их информировать о том, что наиболее маржинально и какие технологии дают эффект? Наконец, а зачем это вообще нужно? Как сказал один бизнесмен: «Я знаю, как мне могут помочь чиновники, а как журналисты — не понимаю».
И все же было тогда и есть достаточно много предпринимателей, которые считали правильным объяснять общественности, чем в данный момент занимаются их компании. Так, например, глава «ГРУППЫ АГРОКОМ» Иван Саввиди и владелец «Глории Джинс» Владимир Мельников дали за 25 лет частного бизнеса десятки интервью только «Городу N», и вряд ли они пошли им во вред. По их примеру посредством СМИ также открыто решили рассказывать о себе множество средних и малых предприятий. Одни из них чувствовали свою правоту и были уверены, что осведомленность общественности об их деле поможет им в трудную минуту (как это случилось, например, с главой «Евродона» Вадимом Ванеевым), другие видели в этом бесплатную рекламу, третьи задумывались о политической карьере.
Бывали случаи, когда открытые компании принимали решение «закрыться» по тем или иным причинам, но чаще и любопытнее было наблюдать за тем, как великие молчуны вдруг начинали говорить. Иногда это было следствием того, что они доросли до размещения своих бумаг на бирже, как в случае с Кириллом Подольским, на тот момент главой «Югтранзитсервиса». Кому-то это было нужно, чтобы в переговорах с банкирами не требовалось показывать документ, удостоверяющий личность. Но чаще к публичности закрытых бизнесменов подвигали чиновники, за что им большое спасибо. «Слуги народа» должны демонстрировать ему свою активность, в том числе и в сфере экономики. В лучи их славы иногда волей-неволей попадают и «серые» бизнесмены. Вспоминается главный немой ростовского бизнеса, глава ФПГ «Донинвест» Михаил Парамонов, появлявшийся на публике считанные разы, и было это во время приездов на его ТагАЗ прежнего или нынешнего губернаторов.
И хотелось бы сказать, что непубличный Парамонов сегодня банкрот, а открытые Саввиди с Мельниковым в полном порядке, но, конечно, нет здесь такой лобовой зависимости. И все же прогресс состоит в том, чтобы процент прозрачных становился как можно больше и чтобы компании таким образом демонстрировали свою «подотчетность» городу, региону, стране. Во-первых, это обязывает к правильным шагам, а во-вторых, все равно все тайное, как известно, рано или поздно становиться явным.