Непрестижная профессия
Профессию учителя считают непрестижной и одной из самых низкооплачиваемых. Таковы результаты опросов жителей Ростовской области. Как же в таком случае решать проблему культурной ассимиляции мигрантов, приток которых вызван сокращением коренного населения и дефицитом рабочих рук?
Профессия педагога, согласно данным недавнего опроса рекрутинговой онлайн-платформы hh.ru, вошла в число 10 малооплачиваемых в Ростовской области. В январе — июле самая низкая медианная зарплата была у донских воспитателей и нянь. Половина этих сотрудников получала больше 29,9 тыс. руб., а половина меньше. Даже у дворников и уборщиков выходило чуть больше. У преподавателей и педагогов показатель зафиксирован на уровне 39 тыс. руб. При этом больше получают, например, операторы кол-центров и продавцы.
Как писал N, значительная часть донских учителей считает работу в школе непрестижной. В октябре 2023 года так думали 40% местных педагогов, опрошенных в рамках исследования Института социологии и регионоведения, Института туризма, сервиса и креативных индустрий Южного федерального университета.
Нехватка учителей в сельских районах — проблема не новая. Но и в городах избытка воспитателей и педагогов не наблюдается. Однако если в рыночной сфере дефицит приводит к росту зарплат, то с бюджетниками ситуация иная.
Дефицит кадров становится главной проблемой в экономике. Остро не хватает водителей, курьеров, рабочих технических специальностей, инженеров, сотрудников правоохранительных органов ― перечислять можно долго. Неблагоприятные тенденции в сфере демографии, связанные с урбанизацией, усугубляются необходимостью проведения специальной военной операции.
Экономический рост и прогресс, как показывает опыт, снижают способность государств к самовоспроизводству населения. Все реже встречаю молодых людей, которые планируют создавать семью, не говоря уже о желании и планах иметь детей. Партнерские браки, карьера, саморазвитие ― за всем этим довольно незатейливо проглядывают крайние формы эгоизма, поддерживаемые массовой культурой.
Западный мир сделал ставку на приток дешевой рабочей силы из бедных и развивающихся стран, однако вряд ли этот опыт выглядит сегодня привлекательно на фоне того, что происходит в США, Франции, Англии и Германии. Модель глобализации проявила свои критические издержки не только в виде разрушения национальных культур и гендерных основ. Резко вырос конфликтный потенциал внутри развитых стран из-за невозможности ассимилировать огромный поток мигрантов из стран глобального юга.
В Ростовской области мы также видим подобное. Использование труда незаконных мигрантов, конфликты в школах на национальной почве и прочие тревожные звоночки.
Очевидно, что уже сегодня нужно разрабатывать комплексный подход к решению проблем ассимиляции мигрантов и воспроизводства коренного населения. Многое нужно делать в самых разных сферах. И в первую очередь в системе дошкольного и школьного образования.
Без создания адекватной современным вызовам системы стимулирования и развития педагогического сообщества не обойтись. Начать с того, что в школах непропорционально мало мужчин-педагогов. Может быть, есть смысл во введении региональной гендерной набавки? Нужны нетривиальные решения для того, чтобы гармонизировать процесс школьного образования.
Учитель в общем представлении ― это все еще загнанная лошадь, которая должна тащить несколько ставок, заполнять при этом горы отчетности, заниматься репетиторством, чтобы получать более или менее приемлемое вознаграждение. Думать о высоком просто некогда.
Больше всех у нас традиционно получают работники нефтегаза, финансисты, торговые представители, программисты. Очевидно, что к этой категории профессий по уровню вознаграждения нужно подтягивать прежде всего школьных преподавателей, а то их уже начинают обгонять водители и курьеры.
А ведь именно учителя играют эталонную роль в процессе образования и трансляции культуры. Нужно, чтобы эта роль не только признавалась обществом, но и имела прочный материальный фундамент. Пока же школьным педагогам и на федеральном и на региональном уровнях предлагают пряники за прыжки выше головы. Назвать это системным подходом язык не поворачивается.
Конечно, дело не только в деньгах. Однако без роста финансирования труда преподавателей конкуренцию и качество в этой профессии поднять будет сложно. А ведь именно педагогам предстоит во многом закладывать фундамент России будущего, в которой межнациональный мир и гармония должны оставаться бесспорной ценностью.