Концептуальный ремонт
Реконструкция подземного перехода на Б. Садовой — Ворошиловском, как признали городские власти, ведется без утвержденного проекта, на основе дизайн-концепции. Первые результаты строительных работ в переходе — появление на стенах входных групп крупноформатной темно-серой плитки — вызвали неоднозначную реакцию горожан.
Кроме сетевых споров об эстетической стороне изменений появилось много вопросов о сохранении знаменитой мозаики в переходе. На прошлой неделе ростовские власти заявили, что мозаичные панно «однозначно будут сохранены», уточнив, что серо-желтое цветовое решение и окончательный выбор материалов для ремонта еще обсуждаются. И не увидели противоречия в том, что сбивать старую плитку и класть новую уже начали, не дожидаясь утверждения проекта.
Заместитель главы администрации города Евгений Лебедев, выступая перед журналистами, начал с истории:
— Переход был построен в 1978 году, мозаичные панно появились в нем в 1979 году, они отражают тематику объявленного тогда Года ребенка, на них прослеживаются этапы жизни человека: рождение, учеба в школе, выбор профессии. Мозаичные панно для жителей Ростова и тех, кто сюда приезжает, давно являются одной из визитных карточек города. Никогда не ставился вопрос об их демонтаже. Но переход требует реконструкции. Было разработано несколько вариантов дизайна. Один из них был представлен в прямом эфире программы «Мой город Ростов-на-Дону». После этого в социальных сетях в декабре был произведен опрос, 53% его участников поддержали предложенный проект (обсуждало и голосовало меньше 3 тысяч человек. — N). В январе прошел аналогичный соцопрос, который показал, что 52% респондентов высказывались в пользу проекта.
Авторы концепции, архитектурная студия «Форма», рассказали, что предложили «создать современное пространство, в котором будет комфортно находиться, легко ориентироваться». Но дизайн-проект, который обсуждали горожане, как оказалось, будет отличаться от того, что реализуется в переходе.
Главный архитектор города Юрий Дворников, подчеркнув, что после ремонта панно должны выглядеть лучше, чем до него, уточнил:
— Мы встречались с авторами. Это эскизные предложения, мы еще раз детально уточним цветовую гамму стен. Никакой рекламы на стенах не будет.
На вопрос N, нет ли противоречия в том, что работы уже начались, а проекта с утвержденными цветовыми решениями нет, последовал ответ Евгения Лебедева:
— Работы проведены только на угловых участках перехода, то есть стены не в работе, поэтому никакого противоречия я не вижу.
Станислав Кравченко, руководитель компании — арендатора перехода, которая почти два десятка лет содержит переходы и финансирует реконструкцию, очевидно вдохновленный дизайн-проектом, с энтузиазмом рассказывал, что изменится в переходе:
— Мы применяем самые современные материалы. Антивандальное покрытие потолка заказали в Новосибирске. Полы будут выполнены из современного полимерного покрытия, чтобы без ремонта простояли лет 20. Плитка, которая сейчас частично положена, — серая, потому что на ней будет размещена современная навигация желтого цвета. Навигация уже заказана. Проложено около 400 метров коммуникаций для подсветки мозаики. Мы постараемся все сделать качественно.
На вопрос о стоимости ремонта он точно не ответил, сказав, что часть материалов — импортные и растут в цене и что «от 6 до 8 млн рублей будет стоить замена торговых павильонов».
Тем временем встревоженные неоднозначной реакцией горожан на ремонт центрального подземного перехода городские власти заявили, что до 24 января на сайте мэрии, в официальной группе администрации города «Мой адрес — Ростов-на-Дону» и в городских СМИ будут предложены варианты цветового оформления стен перехода: «Для обсуждения и подведения итогов голосования будут приглашены эксперты, представители общественных организаций и СМИ города».
Трудно представить, какими могут быть убытки арендатора, если утвержденный проект будет значительно отличаться от дизайн-концепции.
Вариант примирения сторонников разных исторических и эстетических взглядов на одну из достопримечательностей города предложил руководитель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников Александр Кожин:
— Эти объекты уже стали визитной карточкой города. Сейчас строятся новые переходы, там могут применяться любые современные дизайнерские решения. Здесь плитка, первоначально использованная для фона панно, идеальна для стенной мозаики. Если мы хотим что-то поменять, нужно сделать или значительно лучше, но этого пока не увидели, или сохранить в первозданном виде. Может быть, реставрация была бы лучшим решением, если нет искрометного варианта, который бы всех удивил и примирил. Ольга Курушина