Кириллица против латиницы
Основательница и основной акционер крупнейшего российского интернет-ретейлера Wildberries, выступая публично, обещала подумать над ребрендингом компании. Она только еще думает, а французский бренд L’Occitane уже объявил, что продолжит работу в России как «Л’Окситан».
Борьба за защиту русского языка в нынешнее военное время приобретает особое значение. О засилье иностранных наименований все чаще говорят с высоких трибун. Не только говорят, но и принимают законы, которые ограничивают использование иноязычных названий. Спецоперация внесла в эту борьбу существенный вклад. Об уходе с российского рынка заявили сотни зарубежных брендов. Хотя справедливости ради нужно сказать, что заявить не значит сделать. В частных беседах все чаще приходится слышать об усилиях, которые предпринимает зарубежный бизнес, чтобы как минимум сохранить возможность вернуться, а как максимум и вовсе не уходить.
На минувшей неделе РИА «Новости» сообщило, что магазины французской косметической сети L’Occitane возобновили работу на всей территории России. Корреспонденту агентства представители бренда заявили, что все магазины сети вернулись на отечественный рынок под названием «Л’Окситан». Данное решение было принято в связи с оформлением российского подразделения компании как отдельного юридического лица. Сотрудники также уточнили, что поставки были налажены, следовательно, ассортимент регулярно пополняется новыми единицами продукции. Французы, которые очень трепетно относятся к своей культуре и рьяно ее защищают — сам был свидетелем, что никакие «плиз» не работают, а только «силь ву пле», — не стали даже следовать более правильной транскрипции «Лёкситан» в русифицированном названии. В принципе, понятно почему: для русского глаза и уха «Локситан» ближе.
Любопытно, что бренд обязан своим названием южной части Франции — Окситании, где говорят на местном диалекте.
На днях увидим рекламную кампанию русифицированного «Макдоналдса», собственники которого, как писала пресса, предусмотрели возможность обратного выкупа бизнеса.
Понять зарубежный бизнес можно — в одну только Ростовскую область им вложены миллиарды долларов. Вспомним крупнейшую сделку по покупке «Донского табака» японской транснациональной компанией Japan Tobacco за 1,6 млрд долларов. На Дону неплохо себя чувствует крупный американский бизнес, построивший здесь несколько современных заводов.
Основательница и основной акционер крупнейшего российского интернет-ретейлера Wildberries (дословный перевод — дикие ягоды) Татьяна Бакальчук в ходе Недели российского ретейла, как сообщает ТАСС, обещала подумать над ребрендингом. Так что, возможно, увидим что-то вроде «Дико круто».
Правительство РФ рассматривает возможность выделения 500 млн рублей субсидий на рекламу российских брендов в средствах массовой информации. Рекламировать отечественные компании предполагается в первую очередь на телевидении. Условия программы пока не раскрываются, но уже сейчас можно с большой вероятностью предположить, что латинизированные торговые марки в нее вряд ли попадут.
Популярность иноязычного брендинга в России объясняется желанием отечественных предпринимателей соотносить себя более высоким общим уровнем западного бизнеса. Ну что поделать, если в России такие условные марки как «мальвини» и «лебурдэ» все еще ласкают слух? Итальянские обувщики и французские виноделы на протяжении многих поколений немало потрудились над популяризацией фонетических особенностей своих национальных языков.
Та же петрушка с чиновниками и депутатами, которые, выступая за искоренение англицизмов, обильно насыщают свою речь треками, праймериз, коллаборациями и мейнстримами. Может быть, теперь, когда зарубежная недвижимость многих из них, как пишут, арестована, а доступ к благам западной цивилизации существенно затруднен, их речь станет чище?
Отказ от доллара в пользу рубля и национальной самоидентификации протекает весьма болезненно. Сжатие импорта привело к существенному укреплению рубля, который в начале года, еще до спецоперации, считался одной из самых недооцененных валют. Его справедливая стоимость, согласно индексу бигмака, должна была быть на уровне 23 рублей за доллар. Поэтому как только сократились закупки импортной техники и материалов, рубль бодро направился в сторону этой цифры, чем сильно расстроил бизнес и держателей счетов в иностранной валюте. Западные финансовые активы девальвированы примерно на 20% и больше не являются защитой от нестабильности внутри России.
Бизнес, что наш, что глобальный, пытается нащупать хотя бы какую-то опору под ногами. Чтобы выжить, он готов не то что стать многоязычным — даже кукарекать. И он всегда за многообразие. Для него дело не в латинице и не в кириллице, а в разнообразии возможностей для жизни. Но пока что в мире, к большому сожалению, мы наблюдаем борьбу однообразий, которым рано или поздно придется признать свою ограниченность.