Хочешь получить госуслуги по закону — потерпи
Самое простое и в то же время очень важное, что могут сделать чиновники для народа, — упростить взаимное общение при получении гражданами государственных услуг. И этот процесс за последний год действительно активизировался. Вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, снижающие оплату госпошлины на 30% тем, кто пользуется госуслугами и оплачивает их через интернет. К сожалению, реклама законодательных нововведений значительно опережает исполнение законов на практике.
В прошлом году наш регион делал активный промоушен порталу государственных и муниципальных услуг. Для завлечения туда граждан использовалась политика как кнута, так и пряника. Например, всего полгода назад тренер моей дочери из муниципальной спортивной секции просил родителей учеников предоставить скрин-шот, подтверждающий регистрацию на портале «Госусулуги». Мне это было несложно сделать, по- скольку я еще несколько лет назад воспользовалась этим сайтом и осталась довольна. В декабре представился новый случай — потребовалось сменить устаревший загранпаспорт. И надо же — на сайте областного правительства мне попадается новость о том, что жители области, пользующиеся порталом «Госуслуги», с 1 января смогут получать все услуги на 30% дешевле, если оплатят их через портал. Причем это не какая-нибудь краткосрочная рекламная акция, а вступление в силу изменений в Налоговый кодекс РФ. Конечно же, стало приятно от такой государственной заботы. Раз такое дело — почему бы немного не подождать? В январе мое заявление было благополучно принято, сразу же назначено время посещения отдела по вопросам миграции по месту жительства (всего через два дня) и выслана ссылка на оплату госпошлины. Однако сумма была прошлогодняя, без обещанной скидки. Хотя и не сразу, но до службы техподдержки сайта я дозвонилась, через 20-кратное заклинание «оставайтесь на линии, вас соединят с нужным специалистом через 5 минут» я прошла и дождалась-таки ответа. Мне пояснили, что ведомство по месту жительства сформировало мою заявку без скидки, и даже дали их телефон. Конечно же, в таких учреждениях на звонки по телефону никто не отвечает, пришлось на следующий день явиться к ним лично. Зато к вечеру я получила ответ по существу вопроса — никаких распоряжений по формированию скидки от вышестоящих органов в этом отделе по вопросам миграции не получали, областное руководство ведомства также им ничем не помогло, поскольку на сайте «Госуслуги» неактивна кнопка оплаты. Мне предложили оплатить пошлину в полном объеме или дожидаться активации кнопки, а также попытаться еще раз связаться со службой техподдержки. В этот раз дозванивалась несколько часов — видимо, обманутых скидкой оказалось очень много. Но все-таки мне удалось добиться ответа: теперь оказалось виноватым МВД, которое почему-то заблокировало доступ к льготной оплате при получении загранпаспорта.
В то же время на сайте областного правительства продолжали по- являться новости о росте популярности портала «Госуслуги», приводились данные о троекратном росте платежей в 2016 году и опять-таки подчеркивался экономический эффект от снижения госпошлины. В управлении информационной политики, выдавшем эту новость, помогли получить комментарий специалиста из областного Министерства связи. По его словам, с 1 января существует нормативная возможность оплаты пошлин со скидкой, но фактически она действует не для всех услуг. Федеральное Минкомсвязи пообещало, что в I квартале этого года техническая реализация будет доработана, нужно потерпеть. Если же я заплачу в полном объеме, вряд ли мне вернут мою переплату.Жаль, что когда дело касаетсябизнеса, налоговики требуют беспрекословного исполнения закона,невзирая на трудности, а гражданампостоянно приходится терпеть, когдагосударство исполнит свои же распоряжения.