г. Ростов-на-Дону
24 июля 2021 10:09:49

Доступной среды тридцать три года ждать

На днях ростовская мэрия утвердила программу «Доступная среда в городе Ростове-на-Дону на 2014–2020 годы». Документ «призван улучшить условия жизни инвалидов и лиц с ограниченными возможнос­тями, обеспечив их право на образование, работу и возможность интеграции в общественную жизнь».

Мероприятия, направленные на создание беспрепятственной среды, будут распространяться на здания, дороги, транспорт, школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места, а также на социальные программы и услуги. Замечательные намерения, но чувствовать подвох начинаешь, дойдя до цифр. Общий объем средств на реализацию программы — около 26,8 млн рублей, из которых 25,8 млн рублей будут направлены на переоборудование и модернизацию помещений муниципальных учреждений. Оставшиеся средства пойдут на организацию реабилитационных мероприятий по обучению детей-инвалидов плаванию. На эти деньги, если верить документу, к 2020 году условиями доступа будут обеспечены 21,2% муниципальных учреждений здравоохранения, на сто процентов станут доступны муниципальные учреждения образования, соцзащиты и культуры, а учреждения физкультуры и спорта — всего на 14,3%.

Однако в три ближайших года на программу не будет выделено ни копейки. А с 2017 года на создание доступной среды предполагается тратить около 6,7 млн рублей в год.

Сегодня в Ростове проживает более 75 тысяч инвалидов, или около 6,8% населения города. В их числе 1053 ребенка-инвалида. А городская среда не приспособлена для их жизни. Как сказано в программе, из 603 помещений муниципальных учреждений в настоящее время лишь в 104 обеспечены условия доступности при входе в помещения (наличие пандусов, поручней и т. п.). В полном объеме условиями доступа обеспечены 23 помещения.

Весной 2012 года N писал о том, как две ростовские школы включились в госпрограмму «Доступная среда». На первый взгляд, многое было продумано. Там не ограничились пристройкой пресловутых пандусов. Переоборудовали дверные проемы, туалеты, чтобы ими могли пользоваться дети в инвалидных колясках. Оборудовали комнаты психологи­ческой разгрузки. Одним словом, только на архитектурную доступность потратили в одной из школ около 500 тысяч рублей. Но при этом отлично оборудованные кабинеты и туалеты для инвалидов расположили на втором этаже, а на специальный подъемник для инвалидных колясок денег не выделили.

Я вспоминаю об этом примере только с одной целью: порядок цифр, которые иллюстрируют цену реального решения проблемы, очень далек от того, что предлагает городская программа.

Безусловно, лучше делать хоть что-то, чем не делать ничего. Но стоит ли гнаться за красивой цифрой «100% доступности», если ее главным критерием становится пресловутый пандус? Он бесполезен, если в дверь, к которой он ведет, не может въехать ни инвалид, ни мама с коляской. Если внутри здания полно ступенек и нет лифта.

Может, оборудовать по нескольку или даже по одной школе в каждом районе, но так, чтобы в нее могли ходить дети с любыми физическими недостатками. Это, я уверена, принесет много пользы не только им, но и нашим здоровым детям, которые будут учиться не только сочувствовать и сопереживать, но и добиваться успеха, несмотря ни на какие препятствия. И точно так же сделать по-настоящему доступными хотя бы несколько культурно-спортивных и медицинских учреждений, не размазывая скудные средства по сотням адресов.

Просмотров: 10515

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Своими словами
image
В Ростове социальная инфраструктура драматически не поспевает за жилищным строительством. Но власти продолжают выдавать все новые разрешения на строительство высоток в переуплотненных районах, как будто не видят связи между пуском в эксплуатацию новой тридцатиэтажки и перегруженностью школ и детских садов.
Своими словами
image
Самокат с электроприводом пришел в нашу повседневность внезапно и неотвратимо, как Бузова во МХАТ. Разбавил рутину эмоциями, отменил скучные тротуары. Тротуары теперь тоже проезжая часть. Привыкаем. Тренируем быстроту реакции. Пока без потерь. Но есть нюансы.
Своими словами
image
Формирование ростовской агломерации было бы неплохо начать с создания единой информационной системы движения пассажирского транспорта. А то стоишь на остановке и думаешь, а не перестал ли уже ходить здесь, к примеру, 85-й автобус.
Своими словами
image
Администрация Ростова в рубрике «Спрашивали — отвечаем» в своем инстаграм-аккаунте опубликовала формальный ответ, не затрагивающий существа дела. Эта форма ответа нигде не желательна, но особенно гротескно выглядит в соцсети, которую обычно используют как витрину, чтобы показать товар (или услугу) лицом.