г. Ростов-на-Дону
02 августа 2021 12:40:20

Самокат как признак киберпанка

Самокат с электроприводом пришел в нашу повседневность внезапно и неотвратимо, как Бузова во МХАТ. Разбавил рутину эмоциями, отменил скучные тротуары. Тротуары теперь тоже проезжая часть. Привыкаем. Тренируем быстроту реакции. Пока без потерь. Но есть нюансы.
Самокат как признак киберпанка

Главное, что пришлось осознать: самокат не автомобиль. С автомобилями проще: не перебегай на красный, не суйся мимо зебры — и все, ты благополучно переместился в точку Б. Правда, если твой маршрут не пересекся с маршрутом какого-нибудь шального бизнесмена-депутата или бывшего судьи во хмелю. В целом — если быть начеку и прислушиваться к звукам приближающихся двигателей — нормально, приемлемые риски.

С самокатом сложнее. Ни благоразумие, ни бдительность тут не помогут. Полагаться на соблюдение правил не приходится: правил нет. Самокатчику везде у нас дорога. Острый слух и зоркий глаз тоже никак не помогут: самокат подлетает беззвучно со спины там, где еще недавно приличный пешеход чувствовал себя в полной безопасности. До пандемии мы с женой успели полюбить неспешные прогулки по Пушкинской. Самокат превратил прогулку в приключение. Временами рука тянется к бластеру — снять самокатчика на подлете, но бластер в эту игру пока не ввели.

Зато острота чувств. Иной раз вся жизнь промелькнет, как положено. Дело в том, что при ударе о пешехода на скорости всего лишь 10 км/ч вес 70-килограммового водителя самоката равен 982 кг. Возможны поправки на ветер и влажность. Но вряд ли они существенны: список жертв (в том числе тех, кто погиб при контакте с самокатчиками) каждый день пополняется. Если интересно, загляните на страницу к Наталье Радуловой: в ее фейсбучном блоге много об этом, она специально отслеживает.

Здесь можно было бы удивиться тому, как легко и непринужденно самокатчик рискует чужим здоровьем. Но удивляться глупости в XIX веке глупо (Бузова, к примеру, звезда МХАТа, это о чем-то да говорит).

Можно обратиться к властям. Есть же в Ростове власти? Кто-то же подписывал разрешения на запуск этих прекрасных бизнес-проектов?

Но сюжет, в который мы так лихо въехали на самокате, по всем приметам написан в жанре киберпанка — там тоже всюду трафик и каждый сам за себя. А в киберпанке главная цель власти — та же, что у любого отдельно взятого индивида: выжить.

Электросамокат — изобретение симпатичное и полезное. Понажимал в телефоне, и жди через 15 минут доставку товаров одноименным сервисом — удобно, кто бы спорил. Что греха таить, я и сам люблю прокатиться. Там, где это никому не мешает — в парке Левобережном, утром, пока не набежали дамы с ухоженными собачками без поводков. Но если выбирать — забава или безопасность, жизнь с самокатом или без, — на мой взгляд, выбор очевиден.

Как очевиден и масштаб проблемы. Общество, не научившееся заранее просчитывать и предотвращать хотя бы самые очевидные опасности, связанные с массовым освоением технологического новшества, мало чем отличается от стада обезьян, которое пробралось на склады SpaceX: включили то, запустили это — прикольно, движуха, огоньки; а потом кто-то на что-то нажал — и всех накрыло.

Выберемся ли мы из самокатного хаоса?

Опыт подсказывает: вряд ли. Добавляем самокатчиков к списку традиционных ростовских проблем: нефункциональные ливневки, эпизодическая уборка снега, иногда зеленый цвет воды в водопроводе, застройка центра кирпично-монолитными монстрами, убитое бывшим министром здравоохранение, — добавляем и живем себе дальше, обживаем киберпанк.

Но дорогая редакция настоятельно рекомендует быть позитивным и обязательно выйти на конструктив. Попытаюсь.

В той вымышленной реальности, в которой городские проблемы не только копятся, но иногда и решаются, гражданам на самокатах запрещен доступ на тротуары с оживленным пешеходным движением. Это автоматически контролирует то самое приложение, которое следит за перемещением самоката через интернет и GPS. Через это же приложение контролируется и скорость — чтобы по узкому тротуару в час пик пешеход мог перемещаться, не озираясь. Для экстремалов-самокатчиков построен специальный самокатодром, где они могут мчаться и лавировать, лавировать и мчаться, предварительно оформив медицинскую страховку.

По-моему, вполне позитивная получилась картина. Жаль, что не из нашей реальности.

Просмотров: 4098

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Своими словами
image
В Ростове социальная инфраструктура драматически не поспевает за жилищным строительством. Но власти продолжают выдавать все новые разрешения на строительство высоток в переуплотненных районах, как будто не видят связи между пуском в эксплуатацию новой тридцатиэтажки и перегруженностью школ и детских садов.
Своими словами
image
Формирование ростовской агломерации было бы неплохо начать с создания единой информационной системы движения пассажирского транспорта. А то стоишь на остановке и думаешь, а не перестал ли уже ходить здесь, к примеру, 85-й автобус.
Своими словами
image
Администрация Ростова в рубрике «Спрашивали — отвечаем» в своем инстаграм-аккаунте опубликовала формальный ответ, не затрагивающий существа дела. Эта форма ответа нигде не желательна, но особенно гротескно выглядит в соцсети, которую обычно используют как витрину, чтобы показать товар (или услугу) лицом.
Своими словами
image
Депутаты городской Думы считают необходимым разработать единую концепцию остановочных павильонов в Ростове. Это новость прошлой недели. Но идею о том, чтобы как-нибудь улучшить остановки общественного транспорта, городские власти не оставляют последние лет 25. И хотя проекты по их модернизации с каждым разом заявляют все более масштабные, трудно сказать, что остановки стали лучше.