г. Ростов-на-Дону
29 января 2022 09:44:31

Потемкинские деревни российского потребителя

Недавно я участвовал в дискуссии о том, что iPhone стоимостью 70 тыс. рублей не совместим с ежемесячной зарплатой учителя начальных классов в 10 тыс. рублей. При опросе оказалось, что большинство участников дискуссии также владеют дорогостоящими iPhone при низких зарплатах (до 15 тыс. рублей). Как ни странно, превосходящее число получило их в виде подарка. По их словам. То есть пользуются мобильным, цена которого в 7 раз выше, чем их ежемесячный доход!

Простите, что?! Сказать, что я в шоке, — это не сказать ничего. Я понимаю, что маркетологи не дремлют. Что они прикладывают все усилия, дабы втолкнуть в нашу голову простую мысль: «Купи этот товар, иначе ты лох!» И вариации на эту тему: «Купи эту машину в кредит под 35% годовых, иначе тебе девушки не дадут! Купи эти часы за 1,2 млн рублей, иначе твои клиенты не будут принимать тебя всерьез! Купи этот iPhone последней модели, иначе все будут считать тебя нищебродом!»

К сожалению, у них это отлично получается. Но ведь мы все взрослые люди! Мы должны понимать: рекламщики делают все, лишь бы мы взяли кредит, убили старуху-процентщицу, заняли у своих близких, вынесли мозг мужу, но купили эти сапожки из замши от Dolce & Gabbana. Или iPhone последней модели.

Купили эти вещи вместо создания накоплений на безбедную старость.

Реклама направлена на то, чтобы заставить вас чувствовать себя неполноценным, лишенным чего-то, несчастным. И чтобы вы устранили это чувство дискомфорта.

Естественно, купив нужную рек­ламодателю, а не вам вещь. Вроде iPhone последней модели за 70000 рублей вместо продвинутого смартфона за 10000 рублей. У которого есть все функции, что и у новой «яблочной» модели. И каковые вам могут даже не понадобиться, поскольку вы просто звоните, а не играете в приложения (или вы уподобляетесь тому подростку, который чем угодно поклянется, что этот навороченный ноутбук нужен ему исключительно для набора курсовой работы?).

Неужели все население России на это ведется?

Судя по обиде в дискуссии, где я разоблачаю эти стереотипы в головах, навязанные рекламой, мне отвечают по принципу: «Сам дурак!», то есть сам ты всех оцениваешь лишь по наличию iPhone, дорогой одежды, по крутой машине и т. д.

Я сошлюсь на исследования в США, которые свидетельствуют: каждый четвертый американский миллионер носит ботинки не дороже 100 долларов (6500 рублей), каждый десятый заплатил за свой костюм максимум 200 долларов (13000 рублей). Лишь 50 процентов миллионеров согласны купить часы дороже 240 долларов (15000 рублей), и только треть богатеев ездит на машине, которой еще нет 3 лет.

В США 10,4 млн домохозяйств владеют активами стоимостью более 1 млн долларов. В России таких лишь 513 тысяч. При сопоставимой численности населения. А ведь США не владеет теми ресурсами на сотни миллиардов долларов, которыми владеем мы. По идее, у нас должно быть больше миллионеров, чем в США. Не из-за того ли такая разница не в нашу пользу, что мы, как туземцы, отдаем последние деньги, вырученные с продажи нефти, за iPhone стоимостью 70000 рублей вместо аналогичного по характерис­тикам смартфона за 15000? И в результате у нас нет накоплений на пенсию, на покупку активов и т. д.

Вспомните фразу Уоррена Баффета: «Не гоняйтесь за брендами, носите те вещи, в которых вы чувствуете себя комфортно».

Я понимаю, что всем хочется понтов. Каждому хочется показать, что он лучше других. Что его машина лучше твоей. Что его одежда куплена за евро, а не за рубли. Что его iPhone за 70000 рублей круче твоего смартфона за 15000 рублей.

Понты — они и в Африке понты. И мы готовы брать кредиты ради понтов и показухи.

Именно поэтому статья и называется «Потемкинские деревни российского потребителя».

Вспомните Бодо Шефера: «Покупайте авто стоимостью не более двух месячных доходов». Что уж говорить о мобильном телефоне, стоимость которого в 7 раз выше месячного дохода?

Мы дружно голосуем за распространение финансовой грамотности среди населения России.

Но, стремясь к финансовой грамотности, как мы поступаем?

Максим Колесниченко, директор ООО «Клуб создателей капиталов»

Просмотров: 7413

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Своими словами
image
Мы живем в странное время, когда чаще не строим (создаем, разрабатываем, осмысливаем) новые планы, тот самый хрестоматийный «образ будущего», а все время переделываем, корректируем, вносим изменения в то, что уже когда-то договорились им считать.
Своими словами
image
Этой улице не повезло минимум дважды: ее давно назвали именем Ленина, а недавно смонтировали рядом с ее проезжей частью многочисленные мусорники. Теперь жители близлежащих домов имеют возможность ежедневно «хвалиться харчами» перед проезжающими по ней ростовчанами и гостями города.
Своими словами
image
Я сменила девять лет назад не только район, но и город проживания, но вот «прикрепиться» к поликлинике никак не соберусь. При всем богатстве цифровых услуг этот ритуал нужно выполнить лично — прийти, заполнить бумаги, отнять время регистратора, занятого теми, кому прямо сейчас нужен врач.
Своими словами
image
Все любят играть. А еще больше выигрывать. Получать скидки, призы и прочее. На том и строит свои, как сейчас принято говорить, программы лояльности крупный бизнес. Силами всех своих наемных менеджеров хочет стать как минимум близким и понимающим контрагентом, как максимум — едва ли не родным. Почему же я все чаще уклоняюсь от этих дружеских объятий?