г. Ростов-на-Дону
05 августа 2021 19:28:14

Миллионы ответов

На прошлой неделе после валютной паники на вопрос: «Как правильно вести себя в кризис?» — «Яндекс» выдавал на редкость красивую цифру — 1 млн вариантов ответов. В два раза красивее было число ответов на вопрос: «Чему может научить кризис?» — 2 млн.

Прочитав их ничтожную часть и отбросив советы о том, как преодолеть кризис подросткового или среднего возраста, понимаешь, что главные советы предельно просты: спокойствие, бережливость, внимание к близким, желание учиться и много работать, оптимизм. В зависимости от степени цинизма их можно считать милыми банальностями или вечными ценностями. В предпоследний российский кризис, в 2008-м, до трети участников различных соцопросов отвечали, что события 1998-го оказались для них гораздо болезненнее. Возможно, цифры тогдашней одномоментной девальвации в 225% — с 6,4 рубля до 20,4 рубля, 84-процентная инфляция — успокоят тех, кто решил, что при евро, упавшем «всего лишь вдвое» за полгода, наступает конец всему.

Августовскому кризису 1998 года Россия и Ростов обязаны появлением предпринимательских клубов «2015». «События 17 августа 1998-го так или иначе задели почти каждого, но, пожалуй, наибольший удар пришелся по профессионалам новой экономики, по людям, успевшим научиться работать, но не пожелавшим учиться воровать» — это начало манифеста московского «Клуба 2015», прародителя ростовского партнерства менеджеров и предпринимателей. После дефолта многие из них поняли простую истину: твои интересы не будут учтены, пока ты сам об этом не позаботишься. И еще — что обществу нужны ценности, которые объединят поколения и изменят страну настолько, чтобы дети предпринимателей из 1990-х хотели и не боялись здесь жить и работать (подробнее см. на с. 42).

Один из ведущих рекрутинговых порталов после 2008-го провел опрос на тему: «Чему хорошему научил нас кризис?».

Пессимистов, которые не извлекли уроков, оказалась всего лишь треть. Остальные опрошенные проявили смекалку. Например, 8% россиян кризис научил экономии и бережливости. 5% респондентов благодаря ему освоили новую профессию. 2% получили второе образование.

Еще 12% россиян отметили, что экономический кризис научил их здраво смотреть на вещи, аналитически мыслить и разбираться в людях и в себе.

20% опрошенных нашли неожиданный позитив: «В кризис я похудел!»; «Перестал давать в долг»; «Пока был кризис, я сына родила. Так что мне есть за что благодарить кризис». Возможно, лучший ответ — «Я прочитал Конфуция». 9% россиян утверждали, что никаких финансовых проблем вообще не было: «Кризис в головах, его придумали, чтобы не платить зарплату».

В декабре 2008-го, в разгар предпоследнего кризиса, председатель совета директоров банка «Центр-инвест» Василий Высоков написал в «Городе N» 10 тезисов о посткризисной экономике юга России. Первым среди них было напоминание о том, что случившийся кризис не первый и не последний, а очередной. Так как два предыдущих мы уже пережили, то и нынешние трудности временны. Можно использовать их, чтобы избавиться от ненужных иллюзий, исправить ошибки и, решив, как мы хотим жить дальше, начать этого добиваться. А подсказок вокруг — миллионы.

Просмотров: 9781

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Своими словами
image
В Ростове социальная инфраструктура драматически не поспевает за жилищным строительством. Но власти продолжают выдавать все новые разрешения на строительство высоток в переуплотненных районах, как будто не видят связи между пуском в эксплуатацию новой тридцатиэтажки и перегруженностью школ и детских садов.
Своими словами
image
Самокат с электроприводом пришел в нашу повседневность внезапно и неотвратимо, как Бузова во МХАТ. Разбавил рутину эмоциями, отменил скучные тротуары. Тротуары теперь тоже проезжая часть. Привыкаем. Тренируем быстроту реакции. Пока без потерь. Но есть нюансы.
Своими словами
image
Формирование ростовской агломерации было бы неплохо начать с создания единой информационной системы движения пассажирского транспорта. А то стоишь на остановке и думаешь, а не перестал ли уже ходить здесь, к примеру, 85-й автобус.
Своими словами
image
Администрация Ростова в рубрике «Спрашивали — отвечаем» в своем инстаграм-аккаунте опубликовала формальный ответ, не затрагивающий существа дела. Эта форма ответа нигде не желательна, но особенно гротескно выглядит в соцсети, которую обычно используют как витрину, чтобы показать товар (или услугу) лицом.