г. Ростов-на-Дону
21 января 2022 19:58:14

Лозунг есть, а смысла нет

В социальной рекламе, а нередко и просто на майках прохожих можно встретить разные лозунги, апеллирующие к одной национальности — русский. Попытки призвать к хорошему, доброму, вечному за счет национального подтекста оборачиваются пустым звоном.

«Не кури, не пей. Уступай место старшим. Заведи семью и будь счастлив. Учись быть русским». Я была немного озадачена, увидев социальную рекламу с таким содержанием на здании архитектурного бюро в Батайске. На мой взгляд, в обществе должны пропагандироваться вечные ценности, правила хорошего поведения, здорового образа жизни и т. п. Если реклама будет талантливой, это как минимум сделает наш социум немного человечнее, приятнее, а отдельных людей — здоровее душой и телом. Если же смотреть более глубоко, то от наличия определенных жизненных установок в перспективе зависит даже судьба нации. Например, в цивилизованных странах, не исключая нашей, среди женщин все популярнее становится идея удачной карьеры и материальной независимости, а создание крепкой семьи с несколькими детьми, что раньше считалось главным смыслом жизни слабого пола, откладывается на потом или вовсе не происходит. Прекрасная идея равенства может также иметь отрицательные стороны. Например, узаконенные однополые браки в некоторых странах вряд ли способствуют исправлению демографической ситуации.

Возможно, такие перекосы выступают одной из причин критики западной жизни, появления в России маек со слоганом: «Освободи себя от либеральных ценностей, будь русским». Перечеркнутые сигарета, бутылка, наркотики, телевизор, эмб­лемы «Макдоналдса» и «Плейбоя» уточняют то, от чего следует освободиться, но не предлагают ничего взамен. В этом смысле гораздо понятнее другие слоганы на эту тему: «Русские выбирают спорт» или «Трезвость — русская традиция». Хотя и в этом случае закрадывается сомнение: если гражданин России — этнический украинец или белорус, ему не надо быть трезвым и спортивным?

Конечно, можно относиться к этому с юмором, но на улицах Ростова теперь все чаще встречаются люди в футболках с еще более лаконичными надписями: «Я русский/ая». В этом случае возникает большой вопрос: зачем человек повесил на себя объявление о своей национальной принадлежности в многонациональной стране? Что он хочет донести до окружающих? Подобные лозунги еще можно понять в случае с футбольными болельщиками, которые этим подчеркивают, что едины со своей командой. Причем команда обычно относится к мононациональной стране.

Боюсь, что в нашем случае владельцы маек выбрали самый простой и бездумный способ демонстрации патриотизма, не переживая о таких «мелочах», как скромность, уважение к другим национальностям. Не думаю, что такие люди всерьез интересуются историей и культурой своего народа. Иначе бы они знали, что у славян умение не выпячивать свои достоинства считалось одной из главных добродетелей. Об этом говорят многочисленные пословицы: «“Я” — последняя буква в алфавите», «Гордость пучит, а скромность учит» и, наверное, самая точная в данном случае — «Слышен звон, да что толку в нем?».

Просмотров: 7839

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Своими словами
image
Мы живем в странное время, когда чаще не строим (создаем, разрабатываем, осмысливаем) новые планы, тот самый хрестоматийный «образ будущего», а все время переделываем, корректируем, вносим изменения в то, что уже когда-то договорились им считать.
Своими словами
image
Этой улице не повезло минимум дважды: ее давно назвали именем Ленина, а недавно смонтировали рядом с ее проезжей частью многочисленные мусорники. Теперь жители близлежащих домов имеют возможность ежедневно «хвалиться харчами» перед проезжающими по ней ростовчанами и гостями города.
Своими словами
image
Я сменила девять лет назад не только район, но и город проживания, но вот «прикрепиться» к поликлинике никак не соберусь. При всем богатстве цифровых услуг этот ритуал нужно выполнить лично — прийти, заполнить бумаги, отнять время регистратора, занятого теми, кому прямо сейчас нужен врач.
Своими словами
image
Все любят играть. А еще больше выигрывать. Получать скидки, призы и прочее. На том и строит свои, как сейчас принято говорить, программы лояльности крупный бизнес. Силами всех своих наемных менеджеров хочет стать как минимум близким и понимающим контрагентом, как максимум — едва ли не родным. Почему же я все чаще уклоняюсь от этих дружеских объятий?