г. Ростов-на-Дону
24 ноября 2024 23:01:22
102.58
107.43

«Все больше людей страдает от информационного ожирения»

Владимир Колодкин, генеральный продюсер канала «Южный Регион — РБК» и декан факультета медиакоммуникаций и мультимедийных технологий ДГТУ, презентовал один из первых в России вузовских курсов по новостной грамотности. Учебная программа нацелена на то, чтобы научить фильтровать информационный поток и определять достоверные сведения и качественные СМИ.



В новом учебном году студентов ДГТУ обучат основам новостной грамотности: соответствующий курс внедряет декан факультета медиакоммуникаций и мультимедийных технологий вуза Владимир Колодкин. Учебная программа основана на опыте американского университета Стони Брук. Параллельно с запуском нового курса Владимир Колодкин продолжает развивать свой медиапроект «Стартап года» — реалити-шоу с участием молодых предпринимателей и инноваторов. N: — В связи с чем вы решили включить в учебный план курс по новостной грамотности?

В.К.: — Сегодня умение работать с информацией, медиа нужно абсолютно каждому. Время, когда человек потреблял новости в 9 вечера, прошло. Цифровая революция привела к тому, что сегодня на людей каждый день выливается огромный поток информации, причем не только редакционной, но и никак не обработанной — например, через соцсети. В итоге возникает информационное ожирение, которое очень скоро приводит к тому, что потребителю становится лень перерабатывать и фильтровать новости. С этим и связана идея обучать правильному потреблению информации — критически относиться к новостному потоку. В первую очередь этот навык необходим тем, кто не учится журналистике или другим дисциплинам, связанным с текстовым и речевым анализом. Физик, химик, инженер и т. д., как правило, придерживаются одной из двух полярных позиций: «я вообще ничему не доверяю» или «доверяю всему, что опубликовано где бы то ни было». Наша цель — научить критически относиться к сообщениям и отличать новость от замаскированной под нее подделки — рекламы, пропаганды и пр.

Сама индустрия, медиарынок заинтересованы в грамотности аудитории, способности отличать качественное издание от некачественного. Возьмем, к примеру, «Город N». В ваших интересах — работать с аудиторией, имеющей представление о том, что такое качественное деловое издание, каких принципов оно придерживается, как, в конце концов, должна выглядеть полноценная деловая заметка. С теми, кто понимает: если в издании без пометки «реклама» на целую полосу поставлен материал, в котором есть только один источник информации, вероятно, речь идет о продажном СМИ под вывеской делового. И доверять ему не стоит.

N: — Опыт каких вузов вы использовали при составлении этого курса?

В.К.: — Совсем недавно мы с представителями факультета медиакоммуникаций Высшей школы экономики побывали в летней школе на базе госуниверситета Стони Брук в США. Там курс по новостной грамотности появился в 2005 году. Одно из направлений их работы — обучение вузовских преподавателей. Обучение шло очень интенсивно, в течение двух недель. К аудиторным занятиям добавлялись домашние задания и визиты в СМИ. С нами, например, встречались продюсер NBC и редактор воскресного приложения к New York Times.

На итоговом экзамене необходимо было провести разбор новости по ряду параметров: проанализировать источники, их количество, степень достоверности и многое другое, используя полученные знания, а в конце сделать вывод о том, достоверна информация или нет. В последний день мы также представляли учебный план для собственных учебных заведений. До сих пор американский курс никто не переводил на русский язык. Насколько я знаю, в российских вузах пока нет курсов именно по новостной грамотности.

N: — Как будет строиться учебный процесс в ДГТУ?

В.К.: — Мы предлагаем курс на один семестр для всех студентов негуманитарных направлений. Занятия будут проходить у первокурсников во втором семестре. В курсе — 14 уроков, каждый — по 2 академических часа. По окончании студенты должны научиться анализировать основные элементы новостных сообщений, взвешивать доказательства, оценивать источники, замечать контекст: его отсутствие — первый признак того, что журналист пытается ввести вас в заблуждение. Либо он просто ленив. (Смеется.) Мы постараемся научить их оценивать степень прозрачности публикации. Репортер должен рассказывать, как добывал информацию. Если источник не назван, в тексте должно присутствовать объяснение этому. После этого курса студенты также смогут отличать новостную журналистику от журналистики мнений, а журналистику мнений от поддельной журналистики мнений — такой, как, например, у Михаила Леонтьева. Научим студентов различать СМИ по основным типоформирующим признакам — целям и задачам, аудиторной направленности и пр. — и понимать, от чьих интересов они зависят в каждом конкретном случае. Таблицу признаков, которая будет дана в самом начале, студенты должны будут все время держать в голове.

Конечно, мы будем анализировать и текущие новости, сравнивать подачу в разных источниках. Практику не станем отделять от теории.

В конце курса запланирован экзамен с заданиями по разбору материалов: трех видеороликов и статьи. Цели — определить достоверна ли информация, сбалансированы ли источники, понять, с какими предрассудками может столкнуться аудитория в разных регионах. Есть также 2 промежуточных экзамена: задание на первом — отличить новость от промоушена, пропаганды и других «соседей»; на втором потребуется выполнить редакторскую работу — вынести на обложку конкретного издания правильно выбранные новости в адекватном порядке.

Одна из моих целей — использовать как можно больше примеров из региональной практики: их люди понимают лучше всего. Этот курс вместе со мной будут вести несколько преподавателей, в том числе и автор курса по медиаграмотности для студентов технических вузов Денис Дубовер. В ближайшее время я проведу для преподавателей серию обучающих занятий.

N: — Какова в новой образовательной программе роль новостных источников, не имеющих официального статуса СМИ, — блогов и пр.?

В.К.: — Безусловно, часть времени мы посвятим социальным медиа. Сегодня многие считают сообщения в них более достоверными, чем редакционные материалы. Причем нередко оценивают достоверность с точки зрения количества лайков. Но мало кто знает, что в «Фейсбуке» лайки можно купить, равно как и посещения в «Одноклассниках». Наша задача — объяснить, по каким критериям можно определить журналистские материалы, опуб­ликованные в таких источниках.

Американцы предлагают интересную формулу для оценки достоверности новости — VIA (verification, independence, accountability). Любая информация должна быть проверена, независима, а ее источник ответственен: он должен реально существовать, а читатель при желании иметь возможность связаться с ним для подтверждения данных. Если из новости неясно, как найти человека или организацию, то доверять ей не стоит. Если сообщение в блоге соответствует формуле VIA, его можно ставить в один ряд с материалами официальных СМИ. В США таких блогеров — социальных журналистов — даже пускают на судебные заседания.

Конечно, я планирую разобрать со студентами сообщения известного ростовского блогера Сергея Резника.

N: — Какие особенности работы региональных СМИ учитывались при составлении курса?

В.К.: — В США и Европе локальные издания сильны, поскольку сильны их инвесторы: они не зависят от власти. Налоговая полиция или мэрия никоим образом не могут повлиять на бизнес владельца издания. У нас же все иначе. Власть, если захочет, сможет мешать собственнику самыми разными способами. Независимость любого издания по большому счету условна. Мы не можем знать о том, кто и как сейчас давит на собственника. Вспомним типографию ИД «Крестьянин». Когда они печатали агитационные листовки для коммуниста Геннадия Ильина, участвовавшего в выборах на пост мэра Шахт, к ним приходили с внеплановыми проверками представители МЧС, отключали свет, искали бомбу и пр. В итоге работу типографии остановили.

Читатель должен понимать, что все местные издания зависят от кого-то или чего-то в той или иной степени. Читая локальную новость, нужно отслеживать как можно больше источников информации. А лучше всего — читать местных журналистов в соцсетях. Свежий пример — сообщение в блоге автора газеты «Южный федеральный» Елены Романовой, готовившей публикацию об убийстве трех женщин и ребенка в ст. Кривянской. Собирая данные, она выехала на место и встретилась с родственниками и соседями убитых. Там же работала группа одного из центральных телеканалов, которая не стала докапываться до сути и вникать в детали. В итоге они неверно указали мотивы убийства, назвали школьником преступника, которому уже исполнилось 19 лет, и допустили еще ряд ошибок, которые увидит телезритель.

N: — Кого из практиков планируете вовлекать в учебный процесс?

В.К.: — Прежде всего представителей телеканалов, которые делают новостные выпуски, — «Дот-ТР», «Южный Регион» и др. В арсенале этих людей есть истории, когда телезрителей обманывали с помощью репортажей, в частности, в ходе предвыборных кампаний. Было бы потрясающе полезно, если бы имеющие такой опыт специалисты рассказали о нем и о том, на что следует обращать внимание зрителям.

Яркий пример обмана — сюжет, созданный в начале 2000-х гг. одной из местных телекомпаний. В нем ростовские студенты отправлялись в Украину после «оранжевой революции». В то время там было максимально обострено противостояние «оранжевых» и Партии регионов. Россия и вся наша пропагандистская машина работали на то, чтобы поддержать «бело-голубых». И в эфир попал потрясающий по своей циничности сюжет о том, как российские ребята отправляются на помощь украинским союзникам — Партии регионов. В 4 утра студентов подняли и «отправили» на специально нанятой электричке в Украину. В действительности она проехала всего 200 метров, после чего молодые люди вышли и пошли домой. А зрители увидели сюжет о том, как в граничащем с Украиной регионе молодые люди отправляются на помощь — с учебниками по русскому языку. Тогда как раз принимался закон о запрете его преподавания.

N: — Какие издания будете использовать как примеры качественной журналистики?

В.К.: — Если говорить о федеральных изданиях, то будем разбирать «Коммерсантъ», «Ведомости» и, вероятно, «Известия»; из локальных — конечно же, «Город N» и «Крестьянин».

N: — Как складывается судьба участников первого сезона медиапроекта «Стартап года», автором которого вы являетесь?

В.К.: — Игорь Пугач, получивший как победитель полмиллиона рублей, продолжает развивать свой бизнес. Еще до проекта он был прибыльным и приносил, если не ошибаюсь, около 100 тыс. руб. в месяц. Выигранные деньги он вложил в покупку китайской установки — машины, выпускающей из ПЭТ-шариков капсулы для мини-кактусов, составляющих основу его продукции — брелоков. Раньше Игорь был вынужден заказывать капсулы в Китае. Теперь он исключил затраты на логистику и все делает сам: выращивает кактусы, производит для них почву, создает капсулы. В итоге себестоимость уменьшилась едва ли не в 2 раза. Ребята из «Арт-Науки», веселившие всех фокусами с жидким азотом и др., тоже активно развивают бизнес в Краснодаре. Недавно они вышли и на московский рынок, но конкуренция там довольно высока.

Система учета пассажиропотока, разработанная Дмитрием Голубчиковым для маршрутных такси, заинтересовала СКЖД, у которой есть проблемы с «зайцами» в электричках. Сейчас я пытаюсь свести разработчика с представителями компании.

N: — Какие изменения произошли с проектом в новом сезоне?

В.К.: — В этот раз отбор был более серьезным. Новый сезон начался в мае, выпуски можно увидеть на канале «Южный Регион — РБК» и на недавно запущенном сайте проекта: стартапгода.рф. Из 17 проектов 10 связаны со сферой IT и медиабизнесом. Уже сейчас одна из команд-участников нашла инвестора. Это создатели проекта GOLDLINE из Азова. Они придумали инновационную золотодобывающую установку, которая заинтересовала одного из наших спонсоров — компанию GFI, занимающуюся инвестициями. Ее головной офис расположен в Женеве, в Ростове работает представительство. Как раз сейчас представитель компании и авторы проекта находятся в Магадане на испытаниях установки.

Одно из главных отличий от первого «Стартапа» — в том, что мы все упорядочили и четко разделили учебно-соревновательный процесс на 8 этапов: от создания брендбука и базовых бизнес-тренингов до открытия ИП и переговоров с банкирами. Кроме того, в начале этого проекта каждый участник получил стартовый капитал в 200 тыс. кредитов. В процессе обучения он тратит эти средства, оплачивая обучение по 25 тыс. кредитов за этап и выплачивая штрафы. Здесь также можно получать премии и таким образом пополнять баланс. Завершение проекта и объявление победителя намечены на 13 декабря.

Просмотров: 5175

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Образование, наука
«Все больше людей страдает от информационного ожирения»
Российских работодателей обязали оплачивать наставничество как дополнительную работу. Это здорово! Но еще лучше, если бы финансирование наставничества развивалось не только со стороны заказчиков, но и подрядчиков ― высших и средних учебных заведений.
Образование, наука
«Все больше людей страдает от информационного ожирения»
Агрохолдинг «Степь» вступил в качестве партнера в федеральную программу профориентации для школьников «Билет в будущее». Программа внедрена во всех российских школах в рамках внеучебной программы. Материалы, подготовленные с помощью ростовской компании, знакомят ребят с профессией агронома и особенностями полевых работ.
Образование, наука
«Все больше людей страдает от информационного ожирения»
Постдок из Индии Четан Кесвани работает ведущим научным сотрудником в Академии биологии и биотехнологии имени Д. И. Ивановского Южного федерального университета. Его деятельность направлена на повышение плодородия без добавок химических удобрений и пестицидов, а также на оздоровление почвы. Он также возглавляет молодежную лабораторию, считая российских студентов чрезвычайно любознательными.
Образование, наука
«Все больше людей страдает от информационного ожирения»
Агрохолдинг «Степь» поддержал проект по развитию сообщества «Медиакампус #ДонМолодой». Инициатива реализуется в Ростовской области — базовом регионе присутствия компании. Молодым специалистам в области медиакоммуникаций компания предложила практический кейс в качестве задания, а также практики и стажировки.