В православный час
Больше половины ростовских четвероклашек изучают православную культуру в рамках нового курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Спустя полгода после введения предмета в обязательную программу специалисты и родители подводят первые итоги: детям нравится, учителям по-прежнему не хватает методических разработок, клерикализации школ не произошло. Прошлой весной родители индивидуально подбирали для детей 1 из 6 учебных курсов (модулей). Самыми популярными стали «Основы православной культуры» и «Основы светской этики». Те, кто выбрал нейтральную этику, говорили о необходимости нравственно-патриотического воспитания детей в школе без деления по религиозным взглядам. Для других выбор «Основ православия» сам по себе стал патриотическим шагом. Одна из идей курса — рассказать о многонациональной стране с различными культурными и религиозными традициями — пока остается на периферии, но изменить это могут и сами учителя, считает доцент кафедры истории философии ЮФУ, замдекана по заочному образованию Савелий Липовой.
На курс «Основы религиозной культуры и светской этики» в 4-м классе отвели 34 часа. По данным городского Методического центра образования, «Основы православной культуры» выбрали родители в 53 ростовских школах, «Основы светской этики» — в 30. Буддийская, иудейская и мусульманская культуры никого не заинтересовали. Общий курс о мировых религиях преподают в 14 школах. Столько же школ сочетают несколько вариантов: чаще всего это православие и этика.
На практике родители старались прийти к компромиссному решению. На выбор повлияли не только личные взгляды, но и качество учебников, общее настроение в классе.
— На собрании мы все как-то очень легко и быстро выбрали светскую этику, — говорит Ксения Илатовская, ее дочка учится в школе № 43. — Это расширенный, нейтральный курс, для кругозора полезнее. Я как человек, живущий в многонациональной стране, понимаю, что нужно уметь общаться с разными людьми. Может быть, такие уроки помогут нам в будущем жить в том обществе, в котором будет всем лучше.
В школе № 8 мамы и папы единогласно выбрали «Основы православной культуры».
— Вначале дети думали, что я их буду учить молиться, — вспоминает Ольга Белова, учитель начальных классов с педагогическим стажем более 30 лет.
На одном из уроков, на котором побывал корреспондент N, в середине декабря ее 4-й «Б» проходил тему о милосердии и сострадании. Когда не остается примеров из книги, учитель Ольга Белова предлагает детям придумать или вспомнить что-нибудь свое.
— Вот, например, старушка на улице просит милостыню, надо ей помочь. Хлеба, воды дать. Если есть 100 рублей, то нужно их отдать ей, — рассуждает мальчик.
Подобная самоотверженность оживляет одноклассников: с последней парты доносится хихиканье.
Четвероклассники рассматривают понятие ближнего, вспоминают выражения «возлюби ближнего своего» и «подставь другую щеку».
— Но это не значит, Катя, что если Никита тебя ударит, то ты его по головке должна погладить, сказать: молодец, давай еще, — говорит учительница.
Здесь уже смеется весь класс. Когда дети успокаиваются, Ольга Белова объясняет ученикам, что не стоит держать зло на того, кто тебя обидел.
На двухнедельных курсах переподготовки некоторые ее коллеги возмущались введением предмета. По их мнению, это признак роста клерикализма в стране. Нерелигиозная г-жа Белова недовольна, скорее, непроработанностью пособия и недостатком дополнительных материалов.
— Я не проповедую, беру только то, что полезно. Сейчас они уже втянулись, у нас идут дискуссии, подходят ко мне и после урока поговорить. В классе есть мальчик-буддист, так я попросила его сделать доклад, рассказать о вере. Было очень интересно, — делится Ольга Белова.
Среди родителей, выбравших самый популярный в городе модуль, были и сомневающиеся. Но они, как рассказали N в нескольких школах, в конце концов пришли к мысли, что «раз в России живем, пусть ребенок учит».
Пресс-секретарь главы Донской митрополии Игорь Петровский считает, что выбор «Основ светской этики» в целом по стране выше только потому, что был «хороший такой атеистический саботаж некоторых чиновников и руководства школ в крупных городах».
— В Ростове они просто добросовестно выполнили свои обязательства. Важно понимать, что нет никакого учения о молитве в школах, это попытка рассказать о наших истории и культуре, которые неразрывно связаны с православием, — подчеркивает он.
Большинство преподавателей, опрошенных N, волнует недостаток учебно-методических материалов.
— Для того чтобы полностью сформировался учебно-методический комплекс, понадобится еще несколько лет, — говорит Савелий Липовой.
Он участвовал в переподготовке части школьных преподавателей летом. На его взгляд, двух недель хватило только на фокусировку учителей на ключевых направлениях и понятиях:
— Поэтому сегодня многое зависит от преподавателя в этом предмете, на нем лежит большая ответственность. Важно, чтобы не была забыта и одна из важнейших задач курса — познакомить детей с разными религиозными и культурными традициями многонациональной страны.