В инженерном спецназе есть место девушкам
Ростовчанка Мария Зайцева не побоялась выбрать профессию, которая традиционно считается мужской — инженер-механик. После окончания вуза она решила не останавливаться и получить новые знания, максимально приближенные к задачам на производстве. Мария рассказала о том, как идет процесс «рождения» инженера в Передовой инженерной школе, где она сейчас учится.
На вопрос, говорил ли кто-то вам, что инженер — это неженская профессия, Мария Зайцева отвечает так:
— Я считаю, что это мнение давно устарело. Иногда встречались люди, которые относились скептически к моему выбору. Но я думаю, что выбор профессии зависит не от пола, а от желания развиваться в том деле, которое тебе нравится. В наше время информационных технологий у любого есть возможность научиться всему.
Свою будущую профессию Мария выбрала еще до того, как пошла в школу:
— В детстве я много помогала папе в починке всего, что было доме. Кстати, сейчас могу самостоятельно починить какие-то бытовые приборы. Позже во время обучения в школе преподаватель физики показала, что изучение этого предмета может быть интересным как теоретически, так и практически. После этого я твердо решила, что хочу связать свое будущее с инженерной профессией.
После окончания школы Мария Зайцева поступила в Донской государственный университет, направление — «радиотехника».
Следующим этапом учебы стала Передовая инженерная школа.
Инженеров стране сейчас требуется все больше. Для того чтобы снизить дефицит кадров для инновационных отраслей экономики, в 2022 году в 30 университетах в разных регионах России стартовал федеральный проект «Передовые инженерные школы». Они были открыты в 30 университетах. Их особенность — максимально возможное приближение к производственному процессу на конкретных предприятиях, чтобы выпускники инженерных школ могли влиться в коллектив и без раскачки подключиться к решению конкретных производственных задач. Одна из таких школ и открылась на базе Донского государственного технического университета.
По словам директора Школы Владислава Пигенко, «на первых студентов Школы с большим интересом смотрит весь университет и весь завод «Ростсельмаш» (это индустриальный партнер Школы).
— Я решила поступать в Школу, потому что это была прекрасная возможность познакомиться с новыми людьми, получить знания и навыки. А еще — научиться применять их в действительно нужных и важных проектах.
Вступительные экзамены Мария прошла хорошо. На первом этапе это было тестирование.
Чтобы поступить, абитуриенту нужно набрать не менее 50 баллов из 100. На втором этапе — собеседование с представителями компании-партнера, на котором также надо постараться получить максимальный балл из 100 возможных. Обучающимся гарантирована стипендия от компании «Ростсельмаш» (30 000 рублей). Для тех, кто демонстрирует в учебе какие-то достижения, в том числе в проектной деятельности, стипендия может быть увеличена до 50 000 рублей.
Учеба в Школе существенно отличается от того, как построен процесс в обычном вузе.
— Принципиальное отличие Передовой инженерной школы заключается в том, что полученные теоретические навыки мы сразу же применяем на практике, при выполнении проектов, — поясняет Мария. — Для этого мы тесно взаимодействуем со специалистами компании «Ростсельмаш», это позволяет нам глубже вникнуть в специфику работы.
В первый год обучения в Школе Мария Зайцева вместе с другими студентами участвовала в разработке стенда для испытания подшипников. Он показывал, как движется воздушный поток в системе очистки (компания «Ростсельмаш» поставила амбициозную цель — повысить производительность очистки минимум на 30%), разрабатывались способы защиты подшипников от попадания в них сока кукурузы и порезанной кормовой массы. Интересно, что на стенде использовали купленный в магазине томатный сок — студенты Школы выяснили, что он по своим характеристикам соответствует кукурузному соку, который отрицательно воздействует на работу механизмов.
— У нас прекрасный преподавательский состав, состоящий из людей, которые знают свой предмет не только теоретически, но и имеют практический опыт. Они с радостью делятся с нами своими знаниями. Это важно для старта в профессии, — считает Мария.
Производственную практику девушка проходила в конструкторском бюро приводов «Ростсельмаша».
— Там я ближе познакомилась с деятельностью компании, — рассказывает Мария. — Кроме того, смогла получила наглядное представление об уровне знаний сотрудников, к которому и я стремлюсь. Смогла самостоятельно поработать и в очередной раз убедилась, что мне нравится эта профессия. Сейчас я уже устроилась на полставки в компанию «Ростсельмаш». В дальнейшем собираюсь развивать свои профессиональные навыки, чтобы стать ведущим специалистом.
На вопрос, как вы могли бы описать минимумом слов, кто такой инженер, Мария отвечает:
— Инженер — это специалист, который вовлечен во весь жизненный путь технических устройств.
Самым лучшим российским инженером, по мнению Мари Зайцевой, является первый радиотехник Александр Попов, лучшим иностранным инженером — американский изобретатель и автор 700 патентов Никола Тесла.
— Я мечтаю стать профессионалом в своем деле, который может легко объяснить простым языком даже самые сложные вещи, — подытоживает Мария Зайцева.