В ДГТУ особые дети учатся жить и творить
С начала учебного года в ДГТУ на базе Регионального комплекса для одаренных детей и молодежи Ростовской области стартовал проект «особое детство». Его задача — помочь детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в социально-психологической адаптации. Помимо этого университет модернизировал систему дополнительного образования. Теперь занятия в «детском университете» ДГТУ доступны и детям с ОВЗ.
К созданию специальных программ и занятий для особых детей и внедрению инклюзивного образования кураторов «Детского университета» подтолкнули родители.
— У нас есть семьи, в которых один ребенок здоров, а другой имеет определенные особенности развития. Поэтому мы поняли, что есть необходимость открыть направления, связанные с образованием для особых детей, — рассказывает и. о. проректора по учебной работе и непрерывному образованию, кандидат биологических наук Светлана Пономарева.
В зависимости от состояния здоровья с детьми занимаются танцами, художественным творчеством, ритмикой, развивают мелкую моторику рук, равновесие, координацию движений.
Проект «Особое детство» рассчитан на детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение ведется по четырем направлениям: коррекционно-развивающее, компенсирующее, психолого-педагогическое и художественно-эстетическое. Выбор программы зависит от потребностей ребенка в соответствии с диагнозом. Психологи помогают выбрать лучшую программу. Занятия проходят в основном в игровой форме. Преподаватель Александр Левин говорит, что в первую очередь его задача — адаптировать детей к совместному пребыванию со сверстниками и взрослыми. В зависимости от состояния здоровья с детьми занимаются танцами, художественным творчеством, ритмикой, развивают мелкую моторику рук, равновесие, координацию движений и т. д. Их учат навыкам, необходимым для жизни в обществе: ждать очереди, запоминать имена друг друга, вежливо просить о чем-то.
Александр Левин верит в то, что подобная система занятий может быть ступенькой к совместному обучению здоровых детей, детей-аутистов и детей с синдромом Дауна.
Мама ребенка-аутиста считает, что пока особых детей социум выделяет в отдельный круг. Найти какое-либо образовательное учреждение, где ее сын мог бы заниматься со здоровыми детьми, ей не удалось:
— Из частного детского сада нас просто попросили уйти. В первую очередь начали возражать родители, говорили, что ребенок ведет себя «не так», что он мешает, воспитатель уделяет ему много времени, а их детям — меньше. Они не понимают, как для него важно контактировать со здоровыми ребятишками. Если они будут заинтересованы хоть как-то ему помочь, будут звать гулять, брать за руку, вместе что-то делать, то у него будет шанс, — говорит Елена Князева.
Суть проекта «Особое детство» в том, чтобы в рамках курса обучения в зависимости от особенностей здоровья дать и образовательный модуль, и творческую составляющую, и психологическую, подчеркивает Светлана Пономарева:
— В группе аутистов мамы создали творческий ансамбль. Они поют, ставят сказки вместе с детьми. В проекте сейчас принимают участие около 30 детей. К каждому стараются найти индивидуальный подход.
— В наших планах — сформировать бюджетные группы, но большого количества детей с ОВЗ мы взять не сможем. Если начнем гнаться за количеством, сразу потеряем в качестве и эффективности. Максимальное число детей, которых мы сможем взять на следующий год, — это 50–60 человек, — говорит Светлана Пономарева.
С начала учебного года в группах «Детского университета» вместе со здоровыми детьми учатся дети с ограниченными возможностями здоровья. Идея состоит в том, чтобы дать им непрерывное образование. Программа курсов рассчитана таким образом, что поступить в «университет» можно в 4 года, а окончить его — в 14 лет.
Перед тем как попасть в смешанную группу, дети проходят собеседование с психологом и посещают индивидуальные занятия. Начальник отдела довузовской подготовки ДГТУ Марина Луганцева поясняет, что психолог помогает определить, к чему у ребенка есть способности, и советует родителям, какой модуль лучше подойдет.
Дмитрий Монмарь, сын которого передвигается в инвалидной коляске, рассказывает:
— Мальчишка у нас не ходит, но психически сохранен и вполне адекватен, поэтому мы решили развивать ребенка в техническом, математическом направлениях, в том, что связано с компьютерными технологиями. В этой сфере возможно найти дистанционную работу. Ребенок ходит в общеобразовательную школу, но там в классе 25 человек, учитель, естественно, не успевает позаниматься с каждым, а сыну нужно отдельное внимание. Поэтому, когда нашли в ДГТУ вариант занятий в группе из 6–7 человек, решили попробовать. Мы стали ходить на математику и робототехнику только в ноябре, но результат очевиден уже сейчас. Развивается пространственное мышление.
Преподаватель смешанной группы Виктория Курбанова говорит, что инклюзивное образование помогает не только детям с ОВЗ, но и здоровым сверстникам при развитии их социальных качеств:
— У ребят без особенностей здоровья воспитываются терпение друг к другу, толерантность, понимание, они с удовольствием помогают ребенку с ОВЗ, когда у него что-то не получается. Они видят, что в нашем мире есть разные люди, и с ограниченными возможностями тоже. Дети должны понимать, что они такие же люди, как и мы.